Оживить текст можно разными способами. И в этом помогают литературные приемы. Необязательно придумывать сложные шарады и тем самым запутывать читателя. Можно использовать метафоры — скрытые сравнения. Они запускают процесс фантазии, подталкивают к визуализации образов и, как следствие, к их эмоциональному переживанию. А это и позволяет привлекать внимание к обсуждаемой теме. Рассказываем о том, что такое метафоры и как их придумать.

Что такое метафора

Итак, что это за переносное значение и скрытое сравнение? Для начала обратимся к определению из литературной энциклопедии: «вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений)». То есть метафора — это слово или выражение в переносном значении, и в ее основе лежит сравнение предмета или явления со схожим с ним. При этом само завуалированное слово не называется.

Алгоритм создания метафоры достаточно прост: необходимо выделить несколько отличительных свойств предмета или явления, найти предметы со схожими признаками и «перенести» на них тот или иной признак. Этот прием используют литераторы, но попробовать может каждый прямо сейчас. Что происходит в данный момент или какие предметы вас окружают? Например, перестановка в квартире похожа на тетрис, задачи с просроченным дедлайном в таск-менеджере — это пожар.

Американский лингвист Джордж Лакофф в своей работе «Метафоры, которыми мы живем» утверждал, что метафора хоть и является прозаическим или поэтическим выражением, но она в том числе и часть как повседневной речи, так и мышления. Этот литературный прием — теперь неотъемлемая часть и разговорной лексики. Некоторые из метафор настолько прочно вошли в русский язык, что их перестали замечать. Такой вид называется «стертым»: «лес рук», «ножка стула», «солнце садится».

Использование метафор в обычной жизни помогает взглянуть на ситуацию иначе, а в процессе общения такие скрытые сравнения могут разрядить обстановку и сделать ее менее формальной (но помните об уместности и не загадывайте партнерам по бизнесу головоломок, которые приведут к недопониманию). Метафоры можно использовать в рекламе, текстах блога компании, чтобы обратить внимание на то или иное свойство описываемого объекта. Этот прием помогает оживить текст благодаря эмоциональному воздействию на потребителя: у него могут возникнуть определенные образы и связанные с ними переживания.

Отличие метафоры от других литературных приемов

Сравнение имеет четкую структуру и обычно содержит сравнительные союзы, например, «как», «будто», «словно». Так, предложение делится на две части: в первой указывается объект сравнения, а во второй — его аналог. Разница между метафорой и эпитетом в том, что эпитет подчеркивает признак предмета напрямую, в то время как метафора его скрывает.

Например:

  • Эпитет: яркая рябина

  • Сравнение: рябина как костер

  • Метафора: костер рябины

Видами метафор являются такие литературные приемы, как метонимия и синекдоха. Метонимия — замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три стакана» происходит подмена содержимого на название емкости. Синекдоха — перенос общего на частное или с части на целое: «Все спит — и человек, и зверь, и птица».