Мы все чаще и чаще слышим о креативных индустриях. 2021 год — год креативной экономики, всюду вводятся меры поддержки креативных индустрий. Но насколько хорошо мы понимаем, что это такое?

К креативным индустриям относят архитектуру, дизайн, моду, музыку, кино и т.д. Всего в России их 16.

Согласно данным исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, креативный сектор генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП — сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%).

Самые быстрорастущие сферы креативной экономики — реклама и информационные технологии. В пятерке наиболее динамичных — мода, телерадиовещание, музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговые учреждения.

Мы задали несколько вопросов профессиональным рекламистам, креативным директорам, владельцам креативных агентств и по совместительству участникам фестиваля креативных индустрий G8. Все участники — эксперты в области креативных индустрий, у них действительно есть чему поучиться.

На вопросы отвечали:

Виталий Быков

Генеральный директор, соучредитель креативного агентства REDKEDS, организатор фестиваля G8

Денис Лапшинов

Исполнительный креативный директор и основатель независимого креативного агентства SLAVA

Таня Иванова

Генеральный директор агентства influencer-маркетинга «hello blogger»

Митя Осадчук

Креативный директор в Mail.ru Group

Александра Жаркова

Сооснователь коммуникационного агентства SETTERS

— Как развитию креативной индустрии помогают такие площадки, как G8?

Денис Лапшинов: Для меня главный вклад G8 в том, что на одной площадке сталкиваются творческие профессионалы из очень разных сфер: рекламы, архитектуры, музыки, искусства, медиа, дизайна и многих других. Новые творческие идеи очень часто появляются как раз на стыке разных сфер, когда правила или принципы одной сферы вдруг перетекают в другую. Подобные площадки этому способствуют.

Митя Осадчук: Каждой отдельной индустрии, представленной на фестивале полезен повод поговорить о ней — так заражаются идеями, индустрия становится более популярной и, как следствие, более зрелой. G8 — тот самый повод, так как это фестиваль, ориентированный на массовую аудиторию, на котором каждый может найти для себя полезную информацию.

— Как поменялась креативная индустрия с момента начала вашей карьеры?

Денис Лапшинов: Если говорить о нашем куске креативного пирога — рекламных агентствах — то он изменился довольно сильно. Выросло много сильных независимых игроков, которые составляют серьезную конкуренцию не только друг другу, но и сетевым гигантам. Сильные работы из России получают все больше мирового признания. 15 лет назад вся страна отмечала шорт-лист Каннских Львов, сегодня мы уже видим все больше примеров соотечественников, обладателей золота. Среди топ-менеджеров как агентств, так и клиентов почти исчезли экспаты. Мы медленно, но верно возделываем свой огород и обретаем свою идентичность.

Виталий Быков: Очень сильно поменялась. Я в бизнесе 16 лет, и за эти годы рынок стал гораздо более клиентоориентированным. Сейчас рекламный рынок — это рынок клиента: он выбирает агентство. Агентствам стало важнее взращивать отношения с клиентами, потому что денег стало меньше, а выбора гораздо больше. К тому же, вход в бизнес очень подешевел: достаточно иметь смартфон, и ты уже можешь открыть рекламное агентство.

Александра Жаркова: По своему личному опыту могу сказать, что индустрия стала явно прозрачнее, гибче, быстрее, смелее, возможно, и в целом моложе.

— Как вы охарактеризуете современное креативное комьюнити?

Таня Иванова: Я считаю, что открытость — главная характеристика.
Второй момент — больше нет «московского» или «питерского» креативного комьюнити. Отменились формальные границы, и это круто.
Комьюнити стало более бесстрашным: мы постоянно пробуем что-то новое. С другой стороны, быть креативным стало сложнее, т. к. появился ряд ограничений.

Митя Осадчук: Скорее, это мнение со стороны, думаю, оно больше креативное, чем комьюнити. Множество невероятно талантливых людей и агентств пересекаются только на фестивалях и конкурсах. Нравится, что есть такие инициативы, как Креачелла и G8, и даже всевозможные рейтинги — они служат площадками для объединения и появления новых имен.

Александра Жаркова: Очень молодое, смелое и с огромным потенциалом.

— Чего вам не хватает в креативных индустриях сегодня?

Виталий Быков: Есть проблема с тем, что российским креативным компаниям очень тяжело выходить за рубеж, потому что у иностранных коллег есть стереотипы по отношению к России. Политическая ситуация косвенно препятствует тому, чтобы русские музыканты и художники появлялись за рубежом. Также это определенный барьер для появления иностранных инвестиций. Инвестиции в Россию — это очень высокорисковые инвестиции.

Таня Иванова: Не хватает больше действительно независимых премий, где работы оценивают именно за талант, а не за количество купленных статей.

— Выделите 3 самые значительные вещи, которые изменились в индустрии за последние 10 лет

Денис Лапшинов:
1. Появление и развитие социальных сетей.
2. Становление брендов и компаний цифровой экономики.
3. Медленный, но верный разворот от интересов эгоистичного потребителя к интересам общества.

Таня Иванова: Сложно сказать, я бы выделила такие:
Креативное комьюнити стало всеобщим: отменились формальные границы.
С одной стороны, стало больше свободы, но и уровень ответственности вырос.

Митя Осадчук: Главная новость последних лет — инхаус-команды в IT, создающие проекты не хуже крупных агентств.

Виталий Быков:
1. Самое мощное изменение — появление широкополосного доступа и развитие телефонов, смартфонов и проч.
2. Появление NFT искусства — для художников и музыкантов это дополнительная возможность продавать свое искусство, минуя большие вендоры.
3. В целом появилось такое понятие, как «креативные индустрии». Пять лет назад никто не мог понять, что это, приходилось досконально объяснять.

В настоящий момент креативная экономика только набирает обороты. Появляются новые профессии, растет востребованность креативных бизнесов. Однако до сих пор не существует сплоченного креативного комьюнити: сообщества локализуются внутри каждой отдельной креативной индустрии.

Фестиваль креативных индустрий G8 призван это исправить: на нем собираются представители совершенно разных креативных отраслей: дизайнеры, музыканты, архитекторы, журналисты и многие другие.

Фестиваль пройдет 9-10 сентября, там можно будет погрузиться в каждую из креативных сфер и найти что-то для себя.