Развивать образное мышление полезно не только творческим людям. Чем ярче вы представляете действия, тем лучше начнете их выполнять — конечно, если в воображении все сделали правильно. Связь между представлением и выполнением действия называют эффектом Карпентера. Рассказываем, как он работает и чем полезен при обучении.

Что такое эффект Карпентера

Пошевелите рукой. Дотроньтесь до своего носа. Покачайте головой. Перед тем как вы совершили любое из этих движений, мозг сформировал образ того, что вы будете делать, а затем направил нервные импульсы к мышцам. Иногда образ формируется осознанно: например, когда вы утром лежите в кровати после очередного будильника и представляете, как вот прямо сейчас встанете и пойдете умываться. Но даже если вы, допустим, просто куда-то идете и думаете о делах, ваш мозг представляет каждый шаг до того, как вы его сделаете.

Представляя движение, мы начинаем воспроизводить его. Это и есть эффект Карпентера

Движение, обусловленное идеей или намерением, еще называют идеомоторным актом (от древнегреч. ἰδέα — «идея», «образ» и лат. motor — «приводящий в движение»). Термин предложил английский ученый Уильям Карпентер в 1852 году. Тогда были очень популярны спиритические сеансы, во время которых происходили загадочные вещи — например, вращение стола, движение маятника. Считалось, что все это делают духи. Карпентер не сомневался, что такие явления действительно имеют место, но пытался найти им более рациональное объяснение. Он предположил: участники сеанса сами вращают стол и заставляют маятник двигаться — но не понимают этого. Люди уверены, что на спиритическом сеансе должны происходить определенные вещи, и эта вера, эти идеи провоцируют неосознанные и часто почти незаметные движения.

Хотя Карпентера упрекали в том, что он дискредитирует собственную концепцию, объясняя с ее помощью такие несерьезные и ненаучные вещи, идея оказалась верной.

Ее доказывает, например, иллюзия маятника Шевреля, названная в честь французского химика XIX века Мишеля Шевреля. Допустим, человек держит в руке маятник на нитке и представляет, как тот раскачивается из стороны в сторону. Через некоторое время маятник действительно начинает двигаться, хотя на первый взгляд человек не делает ничего. Шеврель предположил, что все дело в неосознанных и незаметных сокращениях мышц. И современные исследования это подтверждают.

Другое доказательство принадлежит знаменитому физику Майклу Фарадею. Он склеил несколько кусочков картона и разместил их на столе во время спиритического сеанса. Если бы стол вращался под внешним воздействием, то руки медиумов, которые на нем лежали, тормозили бы движение, а картонки бы смещались в сторону, противоположную направлению вращения. Но Фарадей обнаружил, что руки медиумов опережали вращение стола — то есть толкали его. Затем физик разместил на столе динамометр. Участники сеанса видели шкалу, замечали движение рук и прекращали его — и стол не вращался.

Что еще известно об эффекте Карпентера?

  • Карпентер считал, что идеомоторный акт может быть только неосознанным. На самом деле человек вполне может замечать и осознавать свои движения. На этом основаны идеомоторные тренировки — о них мы поговорим в следующем разделе.

  • Непроизвольные движения и процессы в организме, вызванные эмоциями, тоже можно считать идеомоторным актом.

  • Предположение, что все действия вызываются намерениями, принадлежит не Карпентеру, а американскому психологу Уильяму Джеймсу. Он изложил эту концепцию в своих «Принципах психологии» (1890). Кроме идеомоторного подхода к изучению действий, существует сенсомоторный. Согласно ему, действие — это реакция человека на внешние стимулы.

Как использовать эффект Карпентера в обучении

Чем полезен эффект Карпентера? Когда вы представляете, как выполняете то или иное действие, мышцы реагируют так же, как если бы вы действительно его выполняли. Следовательно, чем активнее вы будете подключать воображение, осваивая какой-либо навык, тем лучше будет результат. Например, пианист, у которого нет под рукой инструмента, может практиковаться, «играя» на воображаемых клавишах на краешке стола. Такую практику называют идеомоторной тренировкой.

У идеомоторных тренировок есть свои ограничения — они эффективны прежде всего при освоении навыков, связанных с физическими действиями. Их можно использовать для:

  • занятий спортом и танцами;

  • обучения пению и игре на музыкальных инструментах;

  • занятий рукоделием, кулинарией;

  • развития других творческих навыков — от рисования до лепки из глины.

С помощью идеомоторных тренировок можно также развивать мягкие навыки и бороться с психологическими барьерами. Предположим, человек боится выступать на публике. У него сбивается дыхание, ускоряется сердцебиение, подкашиваются ноги — в общем, полный набор физиологических проявлений стресса. Но если он будет регулярно репетировать в воображении — представлять, как уверенно выходит на сцену, улыбается, ровно дышит, — то постепенно реальные выступления будут даваться все легче.

О чем важно помнить при идеомоторных тренировках:

Представляйте максимально яркие образы

От этого напрямую зависит эффективность тренировки. Чем ярче и четче образ, тем более правильные и ясные сигналы мозг будет подавать мышцам. Кроме того, важно не просто представлять движение, но и «проживать» в воображении физические ощущения, которые должны возникнуть.

Готовьтесь теоретически

У эффекта Карпентера есть обратная сторона: если вы научитесь выполнять действие неправильно, переучиться и сформировать новые нейронные связи будет очень сложно. Поэтому перед тренировкой посмотрите, как правильно выполнять движение, поговорите с профессионалами, узнайте о неочевидных нюансах.

Готовьтесь физически

Хотя подключать воображение полезно, этого недостаточно. Можно сколько угодно представлять, как вы садитесь на шпагат, но без хорошей растяжки ничего не получится. Важно объективно оценивать свой уровень и двигаться постепенно.

Сосредотачивайтесь на процессе, а не на результате

Даже если вы все представляете и делаете правильно, результат может оказаться не таким, как вы ожидали. Важно, чтобы это не закрепилось в сознании и не повлияло на вашу решимость заниматься конкретной активностью. Поэтому сосредоточьтесь на том, как вы выполняете действие, а не на результате, к которому оно должно привести.