В предыдущей статье мы говорили о кибершантаже. Мошенники вымогают у жертв деньги, и их инструментом является не только компромат, но и психологическое давление. Его оказывают и аферисты, которые якобы являются сотрудниками банка, финансовой компании, прокуратуры, налоговой службы и других организаций. Мошенники могут сказать, что на банковском счете была проведена подозрительная операция и если не остановить ее сейчас, последствия будут необратимы. Для этого чаще требуют сообщить данные карты, CVV-код или код-пароль из SMS или push. Также мошенники часто говорят, что на счету прошла подозрительная операция. И для того, чтобы ее обезопасить, нужно снять наличные деньги с карты и перевести их на «безопасный счет». Вернуть их, конечно, будет невозможно.
Голос у таких «сотрудников», как правило, звучит уверенно, темп речи быстрый — это делается для того, чтобы ввести жертву в некий ступор. В такие моменты нам помогает критическое мышление. Задайте себе вопросы: почему к вам обращаются сейчас какие-то сотрудники? почему требуют ПИН-код или какие-то пароли? почему он не знает, есть ли у меня другие счета в банке?
Аферисты часто звонят с незнакомых номеров — возможно, похожих на номер банка. Например, вместо «900» — «9-000». Но может быть и так, что высвечивающийся номер никак не будет отличаться от настоящего. Ни в коем случае не перезванивайте через входящие вызовы и обратитесь к специалистам по горячей линии банка (их номер написан на обратной стороне вашей карты, а также указан на официальном сайте).
Допустим, вы ответили на незнакомый номер. Мнимый сотрудник обратится к вам по имени и фамилии, назовет номер и срок действия вашей карты — эти данные можно достать с помощью фишинга или из социальных сетей. В любом случае — не ведите диалог с мошенником и опять же самостоятельно позвоните в банк по горячей линии.
Материал создан в рамках проекта «Твой гид по киберграмотности» при поддержке команды «Ростелеком-Солар» — национального провайдера кибербезопасности. Компания занимает активную позицию в повышении уровня киберграмотности населения и в формировании цифровой культуры для бизнеса.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/567/image/base_699f6d93d1.png)
Комментарии
Комментировать