В течение долгого времени диплом подтверждал только получение высшего образования, а главной метрикой успеха студентов были набранные баллы. Однако форматы университетских программ меняются, и вместе с ними появляются новые критерии оценок. Приобретают значение практические знания, портфолио, кейсы, стажировки. Вместе с Тиной Ковальски, руководителем программ высшего образования в Skillbox, разбираем, какие дипломы будут получать выпускники вузов в скором будущем и как будут оцениваться знания.

Тина Ковальски

Руководитель продуктов направления высшего образования в Skillbox

Разновидности дипломов и критерии оценки

Выпускникам российских вузов выдаются дипломы в соответствии с их квалификацией: бакалавра, магистра, специалиста, а также дипломы об окончании аспирантуры и послевузовского образования. Выпускники колледжей и техникумов получают дипломы о среднем профессиональном образовании базового или повышенного уровня. Российские дипломы не имеют «срока годности», хотя в правительстве высказывались мнения об их необходимости, чтобы доказать релевантность знаний выпускника спустя годы после окончания вуза.

Успеваемость студентов оценивается чаще всего по пятибалльной шкале, которая в зачетках обозначается как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Некоторые вузы ввели балльно-рейтинговую систему, где результаты указываются по стобалльной шкале. В ней на успеваемость влияет учебная активность, качество выполнения заданий и лабораторных работ, а не только ответы на экзаменах. У рейтинговой системы есть очевидные преимущества: нагрузка распределяется в течение семестра, а не концентрируется на время сессии, промежуточные задания дисциплинируют студентов, а системная работа в течение года помогает лучше усвоить пройденный материал. Помимо прочего, студенты могут зарабатывать баллы на тех видах работ, в которых они сильны, ведь кому-то по душе устные выступления, а другим — письменные доклады.

Под определение дополнительного образования подпадают разные программы: курсы повышения квалификации, MBA, корпоративное обучение, онлайн- и офлайн-курсы при университетах, онлайн-курсы на EdTech-платформах, семинары и тренинги. По окончании выпускники получают сертификаты, дипломы о повышении квалификации или профессиональной подготовке. Систему оценки определяет само учебное заведение, она может включать баллы, дипломные работы, практические задания на стажировках.

В случае программ MBA школы сами определяют продолжительность курса, поэтому на рынке появляются курсы Mini MBA, которые, по сути, представляют собой набор бизнес-тренингов и никак не связаны с классической программой мастера делового администрирования. Согласно требованиям международной организации AMBA, программа MBA должна отвечать стандартам качества и включать не менее 650 аудиторных учебных часов.

Практические элементы в образовании

Спрос на практические знания, которые можно применить в работе, только увеличился среди учащихся в России. Потому прикладные элементы в образовании оцениваются наравне с теорией. Разберем роль таких элементов в учебных программах.

Practice Based Learning

Получение опыта нужно в первую очередь в медицинских специальностях. В России студенты медвузов должны проходить производственную практику, в том числе в качестве помощника врача на последних курсах. В зарубежных вузах модули Practice Based Learning помогают оценить, насколько будущим медикам доступны теоретические знания, насколько эффективно они работают самостоятельно и в команде, насколько действенна практика в рамках выбранной клинической специализации. После прохождения Practice Based Learning преподаватели и сами студенты должны провести систематический анализ результатов практики.

Метод кейсов

В основе метода кейсов лежит разбор реальных экономических, социальных или бизнес-ситуаций. Теоретические знания применяются для решения практических задач, плюс метод предполагает интерактивный формат.

Совместный разбор жизненных ситуаций был любимым способом обучения Сократа. В современном представлении этот метод появился в конце XIX века в Гарвардской школе права, а в бизнес-образовании утвердился в 1920-х годах. Тогда появилась необходимость действенных подходов для менеджмента компаний, поэтому преподаватели программы MBA Гарвардского университета разбирали истории из практики предпринимателей. Решение кейсов предполагает исследование ситуации, сбор и анализ недостающей информации, коллективное обсуждение возможных вариантов решения проблемы. У кейсов не бывает правильных ответов, поэтому команда должна выбрать и презентовать оптимальное решение. Классические гарвардские кейсы подразумевают самостоятельную работу команды в течение ограниченного времени и презентацию решения.

Портфолио

Как правило, примеры выполненных работ используются для оценки потенциала кандидатов в творческих специальностях. Портфолио стали активно применяться как альтернативная система оценки в вузах США в 1990-х годах. Студенты жаловались, что стандартные тестовые системы были оторваны от реальности и никак не готовили к настоящим рабочим ситуациям. Демонстрационные портфолио (showcase portfolios) показывают примеры лучших работ студентов, в то время как рабочие портфолио (working portfolios) включают наброски. Прогрессивные портфолио (progress portfolios) предполагают варианты одной и той же работы, чтобы оценить прогресс учащегося с течением времени. В процессе создания портфолио студенты получают оценку своих работ от преподавателей и других учащихся, что положительно сказывается на качестве. Студенты творческих специальностей — дизайнеры, фотографы, журналисты — учатся критически оценивать свои работы и получают готовые примеры для будущего работодателя.

Стажировки

Это самый наглядный вариант обучения плюс способ трудоустройства, так как компании часто берут на работу лучших стажеров. Производственная практика может быть оплачиваемой, неоплачиваемой и с частичной компенсацией. Стажировки с оплатой труда — частое явление для компаний в сфере бизнеса, финансов, юридических фирм. Некоммерческие благотворительные организации, как правило, предлагают волонтерские программы. Исследовательскую практику могут проходить студенты последних курсов. В рамках таких программ учащиеся разбирают определенную тему, в которой заинтересовано руководство компании, и представляют результаты исследования в итоговом докладе.

В европейских странах студенты обычно проходят практику на третьем-четвертом году обучения и после окончания вузов, причем оплата зависит от продолжительности стажировки. Например, во Франции компании обязаны платить стажерам более 400 евро, если практика превышает 2 месяца. В России стажировки на летние месяцы предлагают студентам и молодым специалистам. Крупные компании, как правило, платят стажерам и объявляют конкурс среди самых успешных кандидатов. Существуют программы дополнительного образования, которые гарантируют трудоустройство в компаниях. Так, у Skillbox действует Центр развития карьеры — после окончания 75% курса студент может выбрать вакансии среди партнеров.

Курс на практику

По всему миру вузовские программы и курсы дополнительного образования все больше ориентируются на практику, в России тоже происходит переход от фундаментального образования к узкоспециализированному, которое дает конкретные знания и навыки. Растет интерес к micro-credentials — коротким курсам с узкой направленностью, которые не требуют диплома и предварительных знаний. Они служат дополнением или альтернативой вузовским программам. Причем наибольшее количество слушателей подтягивают знания в области технологий (40,2%) и бизнеса (33,2%).

Российские студенты стремятся получить практические навыки, которые будут полезны при трудоустройстве, и выбирают удобные им форматы обучения — через онлайн-платформы или гибридные программы.

Иллюстрация: LIMIT / Depositphotos.com