Учеба в IT-сфере требует много усилий. Интенсивность программ приводит к тому, что студенты с головой погружаются в решение задач. Из-за этого они могут отодвигать на второй план общение с сокурсниками и теряют социальные связи, которые могут пригодиться им в будущем. Чтобы студенты общались не только во время учебы, но и после выпуска, в Школе анализа данных — бесплатной двухгодичной программе Яндекса для тех, кто хочет прокачаться в машинном обучении и data science, — решили развивать образовательное комьюнити. Зачем студентам такое сообщество и как его формируют в ШАД, рассказала куратор Школы анализа данных Александра Есенина.

Александра Есенина

Куратор Школы анализа данных Яндекса

Зачем нужны комьюнити

Выпускники ШАД — крутые специалисты, которые работают в топовых компаниях или занимаются наукой. Но мы заметили, что после выпуска они редко поддерживают связь друг с другом или с преподавателями. Мы же хотели, чтобы они продолжали общаться, возвращались учиться, преподавать, рассказывали об успехах и своим примером мотивировали новых студентов. Поэтому появилась задача развить комьюнити — сообщество людей с общими интересами, целями и ценностями.

Исследования показывают, что образовательные комьюнити помогают студентам достичь больших успехов и в учебе, и в жизни за счет обмена опытом и знаниями и влияния друг на друга. К тому же принадлежность к сообществу дает участникам чувство общности и удовлетворяет базовые социальные потребности.

До ШАД у меня был опыт работы со школьниками и студентами, и я понимала, что нужно людям для вовлечения: комфорт и радость. Если студентам нравится в месте учебы, то они захотят вернуться туда и продолжат общаться друг с другом. Чтобы получить активных и счастливых выпускников, в первую очередь надо работать со студентами. Ведь нельзя требовать вовлеченности от человека, который два года интенсивно учился и из-за этого не находил времени на общение.

Легкий онбординг

Одного желания мало для того, чтобы комьюнити сформировалось и начало успешно работать. Первым делом надо определить роли участников и то, как они будут между собой взаимодействовать. Мы понимали, что наши студенты — целеустремленные разработчики с одним или несколькими хобби, и строили концепцию исходя из этого.

Так, мы решили делегировать активным студентам часть функционала кураторов групп — отвечать на вопросы первокурсников и адаптировать их к учебе, а еще помогать с организацией мероприятий. За несколько лет до этого в ШАД уже пытались реализовать подобную идею. Выбрали старост в группах, но ни кураторам, ни самим ребятам до конца не был понятен их функционал. К тому же само название «староста» не зашло.

Два года назад мы пересмотрели концепцию и четче сформулировали, чего ждем от ребят. Мы расширили их зону ответственности и предложили им помогать кураторам готовить мероприятия или организовывать их самостоятельно. Так они почувствовали себя на одном уровне с сотрудниками и больше вовлеклись в процесс. Название мы тоже сменили — на менторов-джедаев, что еще больше привлекло ребят.

Теперь у каждого ментора-джедая есть группа первокурсников, за которую он отвечает. Перед началом учебы он рассказывает ребятам, как все устроено в ШАД, а в течение учебного года собирает их несколько раз, чтобы узнать, как дела, и повеселиться вместе. Это помогает в адаптации первокурсников, ведь в небольшом коллективе ребятам проще познакомиться, раскрыться и задать любые вопросы по учебе.

В итоге идея настолько зашла, что в этом году несколько менторов-джедаев, которые уже выпустились, все равно хотят помогать. Так что они продолжают отвечать на вопросы студентов в учебных чатах. Ребята настолько прониклись, что заказали себе нашивки со «Звездными войнами». То есть сами продолжают активно вовлекаться в комьюнити и вовлекают других.

Также для адаптации первокурсников мы проводим в начале каждого учебного года приветственный пикник, на который зовем и второкурсников, преподавателей, выпускников. Сначала протестировали формат в Москве, а потом его подхватили и другие филиалы ШАД — в Минске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. По сути, это неформальное знакомство на природе с людьми, с которыми предстоит провести два трудных, но очень интересных года. Встреча получается очень душевной: кто-то играет на гитаре, остальные поют, общаются, развлекаются. В прошлом году попробовали новый формат — менторы-джедаи сами организовали квест, так все еще быстрее перезнакомились, а у ребят появился опыт организации мероприятий.

Помощь в заданиях

Учиться в IT бывает непросто, тем более в data science или машинном обучении, где бывают задачи, в которых придется долго разбираться в одиночку. Поэтому очень важна возможность спросить у однокурсников, если что-то не понял. Когда студент видит, что не только он один долго решает задачу, но и вокруг него такие же люди, его самооценка не страдает. А найти решение можно вместе в ходе обсуждения.

Даже мероприятия в ШАД мы планируем с учетом того, что наши студенты любят учиться, и во время праздников разделяем учебные аудитории по интересам. В одной аудитории — еда и танцы, в другой ― игры в PlayStation, в третьей ― настолки. И есть комната тишины, потому что шадовцы ― студенты, которые любят учиться и могут захотеть порешать задачки во время какой-нибудь тусовки. В этой комнате можно спокойно посидеть вместе или одному, подумать над задачей, а потом вернуться к остальным.

Ребята собираются позаниматься вместе и в обычные дни. Однажды ко мне обратился студент с просьбой выделить комнату для учебы не только на время мероприятий, а на постоянной основе. Мы специально освободили одну переговорку для коворкинга, где ребята могут позаниматься в любой момент.

Прошло всего полгода, а ребята уже обжили комнату, там теперь своя атмосфера — две стены мемами обклеили, один студент монитор из дома принес. Такой формат тоже вовлекает студентов в комьюнити, помогает им прокачивать soft skills. В коворкинге собираются ребята с разных курсов, любой студент знает, что может прийти туда со сложной задачей, попросить помощи и найти решение вместе с остальными, а не оставаться с ней один на один. Поддержка здесь очень важна.

Культура общения

Изнутри учебного процесса студентам лучше видно, что есть классного в программе, а где стоит поработать еще. Чтобы ребята не стеснялись давать откровенную обратную связь, мы ввели за правило не только регулярно собирать фидбэк со студентов, но и максимально часто реагировать на него. Например, доработать какую-то программу или выделить комнату для коворкинга.

Когда студенты чувствуют, что к ним прислушиваются, у них появляется уверенность в важности своего мнения. Они знают, что всегда могут обратиться к кураторам или менторам-джедаям: пожаловаться, порадоваться, попросить. При этом они чувствуют ответственность, свою ценность, что их мнение важно. Естественно, студентам это приятно.

Выстраивать конструктивный диалог нам помогает то, что мы в ШАД переняли все ценности Яндекса: доверие, открытость, уважение, абсолютную толерантность. У нас сформировалась своя культура общения: все обращаются на «ты», верят в порядочность друг друга — например, не требуют справки или заявления, чтобы договориться о чем-то. Кураторы разговаривают с ребятами на равных.

Такой высокий уровень доверия позволяет нам не только вместе учиться и работать, но и смеяться и весело проводить время. Каждый семестр у ребят появляются свои локальные мемы, а в этом году мы даже трек записали с преподавателями и студентами про ШАД. Ребята чувствуют, что мы все на одной волне, и не стесняются давать искреннюю обратную связь. Мы реагируем на нее, и, видя это, ребята раскрываются еще больше.

Обратная связь с инсайтами — огромное преимущество, которое дает нам комьюнити. Это профит, который мы можем эффективно использовать — например, улучшать учебные программы. Благодаря этому на выходе мы получаем выпускников с самыми актуальными знаниями, к тому же уверенных в своих силах.

Жизнь вне учебы

Студенческое время — это пора прокачки не только жестких, но и мягких навыков. Коммуникативные навыки, тайм-менеджмент, работа в команде — это все сейчас не менее важно при поиске работы, чем знание языков программирования и возможность обработки больших массивов данных.

Мы помогаем студентам развить мягкие навыки с помощью мероприятий. Общие праздники эффективны для сплочения, поэтому мероприятий у нас много и мы стараемся активно вовлекать ребят в подготовку. Для этого постоянно придумываем что-нибудь новенькое. Например, мы проводили «безгендерный» праздник между 23 Февраля и 8 Марта, устраивали турнир по кодингу на Новый год, делали Pie Day 14 марта, когда мир отмечает День пи.

Но у нас бывают и вполне традиционные для студентов мероприятия. Так, каждый год мы с первокурсниками празднуем середину обучения — экватор. Дарим им мерч с вдохновляющими слоганами, чтобы зарядить энергией на новый учебный год. Студентам в филиалы тоже отправляем подарки. У них свои мероприятия, но они могут прийти и на наши, если окажутся в Москве. Мы всегда очень рады, если к нам приезжают ребята из других филиалов, сами зовем их.

Поддерживать общение между студентами помогают чаты и телеграм-канал с новостями о жизни ШАД. Чтобы еще больше вовлекать ребят, мотивировать их на новые успехи, мы стали публиковать в телеграме интервью со студентами ШАД. Герои рассказывают о себе, о том, как им дается учеба, какие у них хобби. Студенты читают про своих одногруппников, и из читателей им хочется стать героями, это мотивирует их лучше учиться и проявлять себя во внеучебной жизни ШАД.

Для связи со студентами мы сначала использовали электронную почту, но поняли, что она не очень эффективна. Через почту сложно поддерживать общение сразу с большим количеством человек, а не одним, поэтому мы пересмотрели каналы коммуникации. Мы решили сегментировать аудиторию и создали отдельные чаты для первого и второго курсов, для филиалов, чтобы ребята получали только релевантную информацию. Плюс есть чаты у менторов-джедаев со своими группами.

Дальше студенты начали распределяться уже сами по интересам, стали вести свои чаты и теперь активно туда приглашают ребят из других групп. Например, есть чат для любителей спорта, есть чат для походов в кино, есть чат для любителей попробовать что-нибудь новенькое — на скалодром сходить или квесты какие-нибудь. Группа ребят даже собралась и съездила на Новый год покататься на лыжах и сноубордах.

Самую высокую эффективность чаты показали во время пандемии, когда было сложно регулярно встречаться офлайн. В то время чаты помогли нам сохранить комьюнити активным. Ребята общались онлайн и могли поддержать друг друга. Еще, чтобы снять напряжение, мы проводили вечера настольных игр в «Дискорде». Там удобно разделиться по интересам: кто-то играл в «Мафию», кто-то — в «Имаджинариум», кто-то просто сидел и болтал.

Нетворкинг

Дружное студенческое комьюнити помогает учащимся и после выпуска. Чем теснее связи между студентами, тем дольше они продолжают общаться после учебы, делиться переживаниями и опытом, поддерживать друг друга, а иногда работать вместе и создавать свои проекты.

На выпускной мы приглашаем в Москву ребят из всех филиалов, всем желающим оплачиваем билеты. Они встречаются вживую, общаются, и потом ничего не мешает ребятам попросить совета у тех, кто работает в другом городе. У выпускников есть свой чат, обычно там тихо, но иногда кто-то врывается — и начинаются обсуждения.

Мы тоже не забываем о выпускниках после окончания учебы: зовем их на все мероприятия, напоминаем о себе, приглашаем в ШАД в гости или по делу. Например, все выпускники ШАД могут записаться на курсы, которые не успели пройти во время основной программы или которые появились после их выпуска, и продолжить бесплатно учиться. При этом неважно, сколько времени прошло с выпуска, и не нужно сдавать никакие экзамены. По сути, поступив однажды в ШАД, ты получаешь доступ к обучению и прокачке навыков на протяжении всей жизни.

В целом работа над формированием комьюнити занимает не один год и требует постоянного внимания: надо экспериментировать, тестировать разные инструменты, следить за тем, чтобы студентам было интересно вовлекаться. Но вместе с комьюнити развиваются и его участники, за два года студенты ШАД становятся по-настоящему разносторонне развитыми и востребованными специалистами, которые могут помочь друг другу и не забывают о своей alma mater, а возвращаются в ШАД преподавать, ассистировать на занятиях или просто делиться своими знаниями со студентами.