Онлайн-образование совершило революцию с точки зрения доступности — люди теперь могут получать знания и навыки вне зависимости от своего географического положения. Университеты стали более открытыми благодаря цифровым платформам, а обучающие курсы — гибкими и адаптивными к потребностям пользователей. Однако сегодня становится очевидно, что полностью отказаться от офлайна невозможно: это важный элемент всего процесса обучения. О том, почему так происходит и как сочетать офлайн- и онлайн-форматы, рассказывает Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор образовательной платформы Skillbox.

Дмитрий Крутов

Основатель и генеральный директор образовательной платформы Skillbox

Почему невозможно отказаться от офлайна

Пандемия трансформировала образование, колоссально ускорив процессы цифровизации по всему миру. Сегодня уже никого не удивляет возможность учиться из любой точки мира в университетах, школах и на курсах. Онлайн-образование — это путь к развитию доступного профессионального образования, быстрой переквалификации специалистов и созданию адаптивных учебных курсов. Однако мы видим, что онлайн — это все еще барьер для многих людей. Кроме того, у него есть свои ограничения. О них стоит поговорить, чтобы понять, почему мы не можем отказаться от офлайна.

Образование — это не однородная активность: оно включает различные процессы. Одни из них лучше проходят в онлайн-формате, другие — в офлайне. К первым относятся, например, чтение, выполнение домашних заданий и даже иногда проведение лекций и семинаров. Сегодня многие процессы цифровизированы, и человеку больше не нужно физически присутствовать в пространстве, чтобы прочитать статью или поработать за компьютером. Однако есть и такие активности, которые требуют офлайна — в частности, лабораторная работа, совместное обсуждение и коллаборации с коллегами. Это актуально для многих профессий — не только для тех, чья деятельность зависит от физического взаимодействия с приборами или другими людьми. Почти каждому человеку нужно отдельное место, куда он может прийти, чтобы учиться.

На самом деле интеграция в онлайн-среду сложный процесс. Это связано с несколькими причинами.

Цифровые технологии, которые используются в таком обучении, становятся барьером для многих людей. Дело, во-первых, в низком уровне цифровой грамотности, а во-вторых — в недоступности многих технологий для разных групп населения: не у всех есть компьютеры и стабильный интернет, необходимые для определенных программ.

Работа в цифровой среде связана с высокой степенью тревожности из-за непривычности формата — многим людям некомфортно из-за видеокамер и потому трудно сфокусироваться.

Онлайн-обучение требует развитых навыков селф-менеджмента — человеку необходимо структурировать свой день самостоятельно, выбирать наиболее подходящие способы изучения материала, контролировать выполнение домашней работы. Все это вызов для большинства людей.

Спустя три года после пандемии и форсированного перехода в онлайн становится очевидным: от офлайна отказаться невозможно. У него есть ряд свойств, необходимых для качественного обучения. Это не преимущества — просто специфические черты, которые нельзя восполнить в онлайне. Среди них:

  • более высокая концентрация и вовлечение в процесс обучения;

  • более тесное взаимодействие преподавателя и студентов, а также самих студентов друг с другом;

  • наличие пространства, которое предназначено именно для образовательных целей и обмена информацией;

  • возможность формировать профессиональное сообщество и интегрироваться в него.

Становится понятно, что, как ни странно, EdTech компании должны обращать внимание на офлайн-форматы тоже. Дело в том, что переход в онлайн — это радикальный сдвиг, который не сможет пройти на должном уровне, если не интегрировать в этот процесс офлайн.

Развитие EdTech — за гибридизацией онлайна и офлайна

Для того чтобы совместить два формата, не обязательно менять форму контента. Он может оставаться цифровым — лекции, семинары, учебники, тренажеры и т. д. Гибридизация предполагает создание сред, где важный элемент обучения — ощущение общности — будет приоритетом. Такое обучение более динамичное и эффективное.

Ключевой компонент здесь — разработка навыков обучения. В онлайне довольно сложно это осуществить, поскольку человек оказывается один на один с образовательной платформой. Да, в процесс включены и кураторы, и преподаватели. Но отсутствие постоянного взаимодействия, в том числе физического, и обмена опытом чревато тем, что люди могут просто не воспринимать онлайн-обучение как путь к личной трансформации и профессиональному развитию. Оно остается на уровне хобби или дополнительной нерегулярной активности.

Вспомним исторический пример, доказывающий значимость пространств общности. В эпоху Возрождения в Европе стали создаваться боттеги — аналог современных воркшопов. В боттегах работали и учились художники, скульпторы, ювелиры и другие мастера. Обмен экспертизой, совместное обучение, практическое взаимодействие, да и просто общение — все это обеспечило качественный скачок в развитии искусства: некогда разделенные сферы обогатили друг друга. И все это происходило за пределами классических университетов, которые как раз настаивали на жестком разграничении областей знания.

С моей точки зрения, в современной ситуации нормализация онлайн-образования была первым шагом по его демократизации. Контент перестал быть собственностью исключительно академических институций, куда очень сложно попасть и где трудно остаться. Но теперь, спустя некоторое время, мы понимаем, что это все еще труднодоступная среда для обычного человека. Каков следующий шаг? Создание офлайн-пространств. И это не университеты, инфраструктура которых часто препятствует продолжению обучения, созданию сплоченных комьюнити и обмену смыслами. Переход к онлайну сделал обучение более гибким и адаптивным. Теперь исходя из этого стоит менять отношения с образовательными офлайн-пространствами.

Когда я говорю об офлайн-пространствах, я имею в виду совершенно разные форматы.

Например, современные доступные библиотеки с вариативным построением пространства, где можно как уединиться, так и работать за круглым столом в команде. В них должны присутствовать залы для проведения коллективных мероприятий, кинопросмотров, лектории, кафе.

Другая форма — это кофейни. Мы уже знаем этот феномен, когда они становятся не просто общепитом, а комьюнити-зоной. Возможно, основателям кофеен стоит чаще учитывать специфику своих заведений — а состоит она в том, что за кофе люди общаются. Поэтому кофейни и образовательные компании вполне могли бы сотрудничать и развиваться вместе.

Еще один вариант — колернинг пространства от EdTech-компаний. Хотя большинство наших студентов живут по всему миру, создание офлайн-пространств может стать качественно новым способом взаимодействия с аудиторией. Даже если студент учится в основном онлайн, всегда важно иметь возможность прийти в реальное здание, встретить там других студентов или работников компании, почувствовать атмосферу. Я имею в виду то самое место, где одиночество сменяется ощущением причастности и общности. Более того, для многих людей продуктивность напрямую зависит от возможности прийти куда-то, чтобы посмотреть урок или выполнить домашнее задание.