Мы поделились большим количеством инструкций и гайдов о мотивации для студентов, но, как и любые отношения — образовательные также являются работой двух сторон. С одной стороны находятся студенты, с другой — преподаватели и авторы курсов. От преподавателей также зависит, насколько мотивированы будут студенты. Как создать правильную атмосферу на занятиях, рассказывает Дарья Илишкина, дизайнер образовательного опыта, аспирант Университета Маастрихт.

Дарья Илишкина (Савельева)
Аспирант Университета Маастрихт, дизайнер образовательного опыта, сокуратор программы «Проектирование образовательного опыта» в School of Education Universal University. Соавтор методологии CRAFT/ed и ряда статей в российских и зарубежных научных журналах. Создатель сайта по дизайну образовательного опыта www.eduspace.pro.

— Что такое мотивация в обучении? Корректно ли говорить, что мы можем на нее влиять?
— Мне кажется, это мой любимый нелюбимый вопрос. Ведь это что-то эфемерное, непонятное, и пока никто не знает до конца, что это. На бытовом языке под мотивацией мы понимаем, что это что-то, из-за чего мы видим, что человек что-то делает.
Если говорить более серьезно, то мотивация — это целый процесс, в результате которого человек что-то делает. Тут есть два важных аспекта — процесс и результат. То есть, человек может находиться на этапе формирования своего желания, обдумывания действия и последствий. И это на самом деле тоже проявление мотивации, хоть еще и не дошедшее до видимого нам результата — действия. И уже в этот момент процесс может нарушиться и не дойти до действия или, наоборот, наладиться. Например, студент подумывает поучиться (уже хорошо — мотивация к учебе есть), но вдруг начинает сомневаться, что он (а) сможет или что это вообще имеет смысл… и в итоге выберет не учиться, а поделать что-то другое.
Важно, что мотивация не обязательно предполагает, что человек действует, потому что сам захотел и выбрал, иногда в процессе мотивации участвуют разные «надо», а не «хочу», которые имеют свои последствия.
Если рассматривать мотивацию как процесс, то мы можем анализировать, как наша образовательная программа помогает и мешает этому процессу. Из-за чего студент может не выбрать учебу вообще или выберет, но учиться будет пассивно? А как сделать так, чтобы со стороны образовательной программы не нарушать процесс построения побуждения к учебе?
— Можно ли влиять на мотивацию извне? И вообще, корректно ли так говорить?
— Я бы сказала, что на мотивацию влияет все. И в этом сложность, когда мы говорим про мотивацию с точки зрения образования. Потому что мы стремимся найти конкретные рычаги и волшебные палочки в нашем образовательном мире, думая, что если мы что-то правильно построим на нашем, например, онлайн-курсе, добавим формирующую обратную связь, то человек будет учиться.
С одной стороны хорошо, что мы можем делать нечто, что не будет нарушать мотивацию людей, но с другой — мы не можем на 100% контролировать мотивацию человека. Иначе мы зайдем, скорее, на сторону манипуляции. И это уже такой тонкий момент, где нужно задаться вопросом: если человек делает все, что вы ему приказываете, вы все еще его мотивируете или вы начали использовать манипулятивные техники? И отсюда второй тонкий вопрос: вы можете выстроить идеальную программу, но имеет ли право человек все равно не хотеть и не учиться на ней?
Мы в любом случае вмешиваемся в процесс мотивации студента (хотим мы этого или нет), потому что мы часть его мира. Просто можно вмешиваться негативно, а можно создать благоприятные условия (опять же, случайно и намеренно). Тем не менее, наше влияние на мотивацию ограничено. Ведь образование — это одна из маленьких частей жизни человека. И у него происходит еще много всего, из-за чего он может прийти или не прийти на занятия, быть активным или пассивным, на что мы не можем повлиять на 100%, но можем создать благоприятные условия.
— В чем отличие внешней мотивации от манипуляции?
— Мне кажется, в образовательной среде не занимаются манипулированием, по крайней мере, осознанно. Но при этом могут включать внешние рычаги, чтобы тем самым создавать внешнюю мотивацию в виде расписания в вузе и балльной системы, которая тебе говорит, что если ты не посетишь n-ое количество занятий, то ты не получишь свой сертификат. Вот вам мотивация.
К внешней мотивации я отношу все то, что человек сам не выбрал и не контролирует. Это тонкий момент. Человек мог пойти учиться из-за сертификата. Это может быть для него внешней мотивацией, если он на самом деле не видит ценности в этом сертификате как таковом, но находится в условиях, что без него не допустят к работе / не повысят зарплату. В данном случае человек действует из-за условий, в которые его поставили. И это не совсем его выбор. Это мы таким хитрым способом создаем условия, при которых вынуждаем человека ходить на занятия. И если это условие убрать, он перестанет ходить.
При этом, тот же самый сертификат может для кого-то быть и внутренней мотивацией, когда для человека важен этот сертификат как подтверждение того, что он теперь тоже часть какого-то важного образовательного сообщества или что он смог пройти эту программу.
Если вы уберете все внешние контролирующие признаки, а ваши студенты продолжат ходить на занятия, — значит у них есть чистая внутренняя мотивация, потому что это их выбор.
Хотя нельзя сказать, что два вида мотивации встречаются в чистом виде. Как правило, на человека влияют как внутренние факторы, так и внешние, и их соотношение может меняться в течение обучения. Представьте, что к вам пришел вдохновленный и внутренне замотивированный человек, и он тем не менее может уйти с вашей программы. И сделает он это не потому, что вы плохо выстроили программу. Вы наоборот, может, очень хорошо ее выстроили. Но человек уже на первых занятиях понял, что он все же не хочет быть программистом. У него было свое представление о том, кто такой программист. И вот он начинает погружаться в образование, в профессию, и понимает, что это не его. И это не потому, что плохая образовательная программа, а потому, что человек имеет право самоопределяться и выбирает то, что ему нравится.
— Что можно посоветовать методистам и дизайнерам образовательного опыта, чтобы поддерживать мотивацию учащихся на всем их пути?
— Лучше всего сочетать разные методы. Если у вас вообще нет никакой обратной связи от студентов, в первую очередь, важно настроить эту систему. Диалог и коммуникация — это то, что должно присутствовать в ваших отношениях со студентами изначально.
Очень классно, если вы уже в начале выстраиваете так коммуникацию, что говорите: «Дорогой студент, мы с вами здесь, в команде. Чтобы наше с вами образование состоялось, 50% ответственности — на нас, 50% ответственности — на вас. Давайте вместе работать как команда. И если вам по той или иной причине тяжело, то, пожалуйста, сообщите нам». Обязательно дайте номер для связи или создайте группу или канал, куда можно обратиться.
Здесь нужно понимать, что многие хотят просто человеческого общения. Пообщаться, услышать какую-то обратную связь, понять, что кто-то готов слушать их проблемы и постараться сделать все, что в его силах.
Здорово, если вы имеете возможность в конце занятий или модуля прийти посмотреть на ваших студентов. Например, созвать их в зуме, пообщаться, закрепить все то, что они узнали за последние несколько занятий, спросить: «Студенты, вы как вообще?». Если они не задают вам никаких вопросов, если они ждут, когда вы отсюда уйдете, то у вас уже что-то не то.
Также важно поговорить про показатель доходимости. Если он составляет 90%, то это круто. Но когда какое-то количество людей отваливается, это нормально. Может быть, у вас не плохая образовательная программа? Может быть, вам нужно изначально точнее настроить вход студентов, чтобы к вам приходили те, которые ожидают вашу образовательную программу. Если на вашу программу приходят только студенты, которых заставили прийти, наверное, тут повод задуматься, почему у нас вообще происходит такая ситуация. Важно поговорить с теми, которых заставили к вам прийти, и подумать вместе с ними, как сделать этот опыт более полезным для них, раз уж и студенты, и преподаватель оказались в такой вынужденной для них ситуации. Но это, правда, разговор уже про мастерство преподавания, а не столько про проектирование программы.
С точки зрения понимания и поддержания мотивации, первые занятия очень важны, потому что ни через какой опросник вы не узнаете, чего реально хочет человек или какая у него сейчас мотивация. Хорошим решением будет провести первое занятие, посвященное знакомству с вашими студентами, особенно на долгосрочных программах. И запланировать на протяжении программы еще несколько занятий, которые будут ориентированы на командообразование и нетворкинг.
Если у вас онлайн-программа, то можно объяснить студентам про опасные для их мотивации особенности формата и в идеале подсказать, что с этим делать. Например, рассказать, что здесь не будет однокурсников, которые будут мотивировать, не будет учителя с расписанием. Это все факторы, которые будут бить по мотивации. Отправьте студентам ссылку на календарь, предложите распланировать все свои занятия, агитируйте позвать друзей или коллег, чтобы проходить курс вместе, и так далее.
— Можно ли поставить равно между ленью и отсутствием мотивации?
— Мне кажется, отсутствие мотивации — это когда человек мертв. Мотивации нет, потому что он не шевелится, не думает и ничего не делает. То, что человек ленится на наших предметах, для меня было бы классным критерием того, что что-то не так идет на образовательной программе или человеку это не надо. Лень, скорее, защищает человека, от
Желание действовать в состоянии лени все равно сохраняется, хотя оно не всегда направлено в сторону учебы. И тут нужно, если студент ленится, посмотреть, что мы так или не так могли сделать с образовательной программой. Возможно, убедиться, что с образовательной программой все так, и студент ленится, потому что весь предмет напоминает ему какой-то травмирующий опыт. И ничего вы с этим не сделаете. Здесь нужно, как мне кажется, мягко выстраивать границы.
Самая сильная мотивация для человека, на мой субъективный взгляд, это отношения, которые складывается с другими людьми на программе. Это сложно, но именно живое общение часто вызывает у студентов желание учиться дальше, приходить на занятия и включаться в работу. Мы не можем заставлять студентов и преподавателей выстраивать человеческие отношения с другими людьми. Более того, люди сами по себе не всегда человечны.
Здесь в качестве примера можно привести удачный кейс онлайн-курса китайского языка ZhiLao, где студент учит свой китайский язык в одиночестве. Методисты пытались понять, как поднять мотивацию студентов, и придумали очень интересный инструмент: они добавили в свои занятия что-то вроде Tinder, где ты, пройдя занятие, можешь написать тем людям, которые тоже прошли эти занятия. И пишешь ты им не просто «привет, я Даша, и я кудрявая», а ты пишешь им свою образовательную цель: «привет, я Даша, я пришла учить китайский язык, потому что я люблю китайский чай». И если кто-то совпал с тобой по образовательной цели, то он может тебе ответить, у вас может открыться чат и вы можете начать разговаривать. Мне кажется, это очень интересный и креативный способ, который помогает выстраивать отношения. Гарантирует ли это, что теперь все студенты будут учиться, прилипнув к компьютеру? Конечно, нет. Повысило ли это вероятность, что у большего числа студентов стало больше мотивации к учебе? Конечно, да.
Комментарии
Комментировать