17 июля завершилась вторая экспедиция «Ледокол знаний», проводимая в рамках проекта Homo Science при поддержке Госкорпорации «Росатом». На атомном ледоколе «50 лет Победы» 66 школьников со всей России провели 10 дней в Арктике, вместе с наставниками и экспертами они проводили собственные исследования и изучали Арктический регион. Мы пообщались с организаторами экспедиции, чтобы узнать, какие возможности перед молодыми людьми открывает Север и «Ледокол знаний».

Екатерина Божко

Руководитель экспедиции «Ледокол знаний — 2022»

Никита Перфильев

Программный директор экспедиции »Ледокол знаний — 2022», руководитель Информационного центра по атомной энергии города Воронежа
— Расскажите о самом проекте. Как происходит отбор школьников?

Екатерина Божко: Рейс «Ледокол знаний» — это часть основного проекта Homo Science Project. Первой ступенью является конкурс, победители которого получают возможность стать участниками экспедиции на Северный полюс в будущем году. В интеллектуальном конкурсе поучаствовало более 17 тысяч человек, чтобы в итоге в финал вышли 70 детей. То есть конкурс на одно место составил более 240 человек. В экспедицию попали действительно самые одаренные дети, они прошли очень жесткий отбор: конкурсные задания составляются из года в год участниками игр «Что? Где? Когда?» с нашей объединенной редакцией.

Попавшие на рейс дети продолжали постигать новое и на борту ледокола: для них была составлена специальная образовательная программа, связанная с Арктикой.

От редакции: В конкурсе на участие в экспедиции могут участвовать все школьники России. Стать кандидатом можно, приняв участие в викторине Homo Science, специальных эфирах «Авторадио», «Маяк» и «Радио ENERGY».

— Что именно они изучали, находясь на рейсе?

Никита Перфильев: В этом году программа основывалась на новой концепции развития Арктического региона под названием «Арктика 2.0», в рамках которой было выделено 6 направлений развития территории. Мы предложили детям изучить эту программу и определить проблематику, понять, что мешает региону сейчас развиваться в этом направлении. Конечным итогом всей образовательной программы было привлечение внимания как раз к этой проблематике, чтобы вовлечь максимальное количество людей в развитие территории.

Екатерина Божко: В этом году в образовательную программу детей были включены не только классические лекции в привычном их понимании: большую часть времени обучение строилось через вызов и было максимально ориентированным на практику. Экспедиция научила детей самостоятельно формулировать запрос на знание, искать необходимые ресурсы, а также синтезировать и транслировать в медиа тот багаж, который они приобрели. За десять дней дети прошли несколько образовательных треков: сначала они учились на треке «Научные коммуникации», учились собирать и анализировать информацию, интервьюировать экспертов. И затем выражать проблематику языком искусства.

Никита Перфильев: Обучение на треке происходило в несколько этапов. Первым было погружение в проблему и интервьюирование экспертов по всем этим шести направлениям. Вторым этапом была разбивка ребят на тематические группы: каждый выбирал для себя то направление, которое ему действительно близко, и продолжал свою работу.

К концу экспедиции мы получили сразу несколько продуктов. Во-первых, по каждому направлению были сняты видеоролики, которые привлекали внимание к проблеме и рассказывали о ней. Видеоролики получились действительно очень интересными, несмотря на то что ребята снимали это все фактически на мобильные телефоны, находясь в замкнутом пространстве на борту ледокола.

Также ребятам был доступен второй трек — Art & Science. По каждому из своих исследовательских направлений ребята, помимо всего прочего, под руководством профессиональных современных художников создавали свои собственные арт-объекты. И по возвращении в порт города Мурманска была организована выставка работ, которые так или иначе привлекают внимание к проблематике Арктического региона. Причем они создали полностью интерактивные произведения, с которыми любой посетитель выставки может повзаимодействовать и узнать что-то новое.

— Тут сам собой напрашивается вопрос: почему была выбрана именно Арктика?

Екатерина Божко: Потому что «Росатом» — единственный в мире владелец ледокольного флота. И у нас, у единственной страны в мире, есть такая возможность — давать нашим детям возможность обучаться в таком уникальном месте, как Северный полюс, находясь на атомном ледоколе. К тому же Арктика важна вообще для сохранения всей планеты и важно, чтобы дети увидели, что это не просто льды в океане, а целый мир, от сохранения целостности которого зависит будущее всей планеты.

— Как появилась сама концепция «Ледокола знаний» и как она трансформировалась за годы, что проходит это мероприятие?

Екатерина Божко: Появилась она в рамках 75-летнего юбилея атомной отрасли. Это изначально было детским интеллектуальным проектом, который был направлен на аудиторию всей страны. Появилась идея этого конкурса, чтобы поддержать талантливых детей из всех регионов и чтобы дать дополнительные знания и об Арктическом регионе, и об атомном ледокольном флоте, и о Северном морском пути.

Пока состоялось 2 конкурса и 2 рейса. В этом году 28 сентября стартует третий конкурс. Программы прошедших рейсов сильно отличаются, можно говорить о некой трансформации: если в 2021 году дети в основном посещали лекции и мастер-классы, то в этом году у нас был более творческий подход к дизайну образовательной программы. Дети научились научной коммуникации, поиску информации, фактчекингу. Они научились выражать проблематику и собственные мысли художественным языком. Мы надеемся, что скоро созданные на рейсах арт-объекты окажутся на полноценной выставке. Сейчас ведется работа в этом направлении.

— Что объединяет школьников, которые попадают в экспедицию «Ледокол знаний», кроме выдающегося интеллекта?

Екатерина Божко: В первую очередь они хотят еще больше знаний. Они хотят знать еще больше. Это соответствует главной идее проекта: благодаря знаниям ты можешь достичь, казалось бы, невозможного. Ты можешь попасть на Северный полюс, на шапку планеты, быть на вершине. Многие понимают, что это путешествие — это только начало их пути. И они готовы дальше работать, трудиться, познавать новое и созидать. Это самые главные отличительные качества.

Никита Перфильев: Я бы добавил еще, наверное, что их объединяют горящие глаза. Когда ты видишь этих ребят, только поднимающихся на борт, ты замечаешь их горящие глаза в самую первую очередь. Еще их объединяет стремление задавать вопросы, ребята прямо стремятся узнать и впитать какую-то новую информацию из любых источников, от любого эксперта.

— Каким может быть путь детей после этой экспедиции? Дает ли участие какие-то преимущества при поступлении в институт? Или «Росатом» их продолжает держать под своим крылышком?

Екатерина Божко: Мы, конечно же, заинтересованы в таких талантливых детях. У нас есть отдельное направление «Школа Росатома» и Корпоративная академия. Мы обязательно забираем этих детей в наши Информационные центры атомной энергетики, продолжаем дальше с ними работать и держать связь. Дополнительных привилегий для поступления в вузы они пока что не получают, так как проект молодой. Но в любом случае они оказываются в поле нашего интереса и мы всесторонне поддерживаем их в рамках их проектов.

Например, девушка, которая в прошлом году была у нас на Северном полюсе в экспедиции, недавно защищала свой экологический проект уже в Казанском университете, будучи школьницей, и получила очень высокую оценку. Мы со своей стороны предоставили и базу знаний, и возможность для представления проекта.

Никита Перфильев: Здесь можно приоткрыть небольшой занавес тайны. Когда мы высадились на Северном полюсе, перед ребятами предстал вот этот белый нетронутый снег, и они все дали себе обещание, что вот это — белый лист их будущей жизни, и все они сделали первый шаг в ее сторону.