EdTech — один из главных бенефициаров пандемийного периода. Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ оценили успех российского рынка в 2020 году в 53–54 млрд рублей, отметив взрывной рост на 25–50%. Согласно данным крупных игроков отрасли и исследовательского агентства Data Insight, в 2021 году траты взрослых россиян на дополнительное образование превысили 226 млрд рублей. Однако вместе с ростом рынка онлайн-образования стал активно развиваться и инфобизнес, где нередко качество услуг подрывает доверие аудитории к нише онлайн-образования в целом. Высшая школа экономики провела исследование, чтобы выявить реальную эффективность онлайн-обучения.
Об исследовании
Исследователи НИУ ВШЭ разработали методологию, с помощью которой смогли провести независимую оценку эффективности онлайн-образования. Ее объектом стали результаты выпускников одного из лидеров EdTech-рынка — Skillbox. Основной целью исследования был мониторинг достижения целей, которые обучавшиеся поставили в начале или в процессе обучения. Среди задач были следующие:
выявить цели прохождения обучения;
определить объективные и субъективные изменения, произошедшие с выпускниками в течение полугода после обучения;
оценить изменения в трудовой деятельности и заработной плате бывших студентов.
База респондентов составила более 1000 пользователей, завершивших курсы образовательных программ Skillbox в период с 1 февраля 2020 года по 31 октября 2021 года. Большинство опрошенных (66%) — в возрасте от 26 до 40 лет, среди них 49% — женщины. 78% анкетируемых имеют высшее образование. Около половины (55%) выпускников проживают в крупных городах РФ с населением от 1 млн чел.
Результаты исследования
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/211/image/base_4e13ac75e7.jpg)
Цели и опыт обучения
Согласно результатам анкетирования, 93% респондентов считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель. Цели включали трудоустройство по новой профессии (66%), улучшение навыков для работы на фрилансе (13%), а также трудоустройство в рамках текущей профессии (7%) и получение знаний и навыков для развития собственного проекта или бизнеса (6%). Остальные цели обучения, например получить повышение или перейти на смежную должность, оказались менее распространенными (менее 7%).
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/213/image/base_520a4f28f4.jpg)
Поиск работы и трудоустройство
Более половины (58%) обучавшихся в Skillbox начали поиск работы еще процессе прохождения онлайн-курса, а каждый четвертый (27%) — сразу после обучения. Среди тех, чьей целью было найти работу в новой профессии и они начали поиски, 65% достигли ее в пределах полугода после завершения обучения.
Самым популярным способом поиска работы стали специализированные сайты с вакансиями — так ответили 61% анкетируемых. Для получения работы 57% выпускников прошли собеседования не более чем в 4 компаниях.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/214/image/base_665217b945.jpg)
Достижимость целей обучения
В целом доля людей, которые реализовали свои карьерные цели (например, смена работы, повышение, изменение должности или применение новых навыков в работе на фрилансе) в пределах полугода, составляет 65%.
69% респондентов используют в работе навыки и знания, полученные в процессе обучения на
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/215/image/base_6bfa7a4451.jpg)
Изменения в заработной плате выпускников
Рост заработной платы среди желающих сменить профессию при переходе на первую новую работу в среднем составил 22%, а спустя полгода после обучения — уже 38%. Различия в увеличении доходов в большей степени зависело от образовательных треков, которые прошли учащиеся, от наличия высшего образования, а также опыта работы в IT до обучения. У тех, у кого они были, уровень зарплаты был выше.
У студентов, которые достигли иной цели обучения (например, увеличение производительности на работе, смена должности или повышение), также наблюдается рост заработной платы через полгода после обучения — в среднем на 16%.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/212/image/base_bd5e215caf.jpg)
Реферальность
Кроме того, исследование показало, что более половины обучавшихся (58%) оказались довольны стоимостью курсов на образовательной платформе, а 78% рекомендовали бы обучение на
Вывод
Стереотипы об
Комментарии
Комментировать