Педагоги формируют образ мышления, поведение и навыки, которые их ученики будут использовать в будущем. Однако глобальная пандемия показала, что будущее может в любой момент измениться, стать непредсказуемым и в гораздо большей степени податливым.

Этот момент заставил Лору МакБейн — спикера конференции EdCrunch Glocal, которая будет проходить 7–8 декабря, — понять, что нельзя просто подготовить студентов к будущему. Преподаватели должны помочь им развить воображение, свободу и силу воли, чтобы формировать будущее. В своей статье Лора МакБейн — педагогический дизайнер Стэнфордской школы дизайна обучения –- рассказывает, как просветители могут помочь студентам строить жизнь в мире, где неизвестного больше, чем известно. Рассказываем, как может измениться отношение педагогов к будущему своих студентов.

Как мыслит педагог-футурист

Быть футуристом в сфере образования — значит интегрировать практики мышления будущего (future thinking) и дизайна будущего в учебный процесс. В быстро меняющемся мире мышление будущего (future thinking) помогает участникам образовательного процесса представить более широкий спектр возможных, правдоподобных, вероятных вариантов будущего, в которых они будут учиться и жить. Дизайн помогает моделировать более предпочтительные варианты будущего, воплощая идеи в жизнь, быстро экспериментируя и обучаясь с помощью повторяющихся процессов и обратной связи. Благодаря этим инструментам можно увидеть мир не таким, какой он есть, но каким он мог бы быть, если бы применялся более чуткий и человекоориентированный подход для выявления и решения сложных проблем в надежде на создание более справедливого и гуманного будущего.

По мнению Лоры МакБейн, у преподавателей есть шанс реализовать эти возможности в широком масштабе, совместно со студентами создавая образовательный опыт и безопасную среду для формирования будущего.

Мировоззрение футуриста в области образования требует фундаментального сдвига, который поставит под сомнение само видение образовательного процесса. В школах K-12 (государственных школах в США) есть множество планов уроков, подготовка учителей, тесты с несколькими вариантами ответов и даже подсказки для сочинений о том, как исследовать то, что уже существует в мире. Но не существует программы подготовки учителей, которая помогла бы учить тому, как намеренно формировать будущее, которое хотелось бы воплотить в жизнь. И именно этот запрос и стремление изучать то, что еще неизвестно, должны стать ключевыми в практике педагогов-футуристов.

«Мы должны помочь студентам понимать свои возможности более комплексными и междисциплинарными способами, чем когда-либо прежде. Мы должны научить наших студентов искусно путешествовать во времени — понимать прошлое, чтобы предвидеть новое будущее; быть творцами разрозненных типов информации — беспрепятственно перемещаться между известным и неизвестным; раскрыть свое воображение широкими и практическими способами и стать критически настроенными мыслителями. Нам нужно, чтобы они понимали справедливые и этические аспекты политики, технологий и динамики власти, систем и структур. И все образовательные возможности должны интегрировать эмоциональный интеллект и психическое благополучие в качестве основного вклада в будущее здоровье и устойчивость наших студентов», — пишет Лора МакБейн.

Новые практики для преподавателей-футуристов

В течение последних двух лет Стэнфордская школа дизайна обучения совместно с руководителями школ, преподавателями и учащимися создавала новые практики и подходы, чтобы развивать новые способности и модели поведения для формирования более обширного и справедливого будущего. Фестиваль Futures Fest лаборатории K12 Lab в январе 2020 года собрал вместе преподавателей со всей страны, чтобы продемонстрировать некоторые из новейших прототипов и подчеркнуть, как некоторые преподаватели в различных форматах создают программы, которые позволяют ученикам формировать траекторию развития своих сообществ.

Этим летом Стэнфордская школа дизайна обучения работала с 36 школьными командами дизайнеров, чтобы помочь им представить и совместно создать прототипы для различных сценариев событий, разворачивающихся в этом году в школах. Используя инструменты планирования сценариев развития событий и процессы проектирования, команды перешли от анализа ситуации — в некоторых районах снизилась посещаемость школ на 40% — до создания стратегии вовлечения школьников в образовательные процессы.

«А совсем недавно мы начали помогать школьным руководителям развивать свои адаптивные способности и образ мышления с помощью новой установки, которая позволяет им стать навигаторами в своем меняющемся контексте. K-12 Lab предлагает лицам, принимающим решения, выходить за рамки линейных стратегических планов, чтобы помочь лучше понимать свои собственные образовательные экосистемы и строить новые стратегические намерения для своих сообществ. Эта новая установка требует, чтобы лидеры перешли от паралича неопределенности к принятию обширных возможностей для совместной разработки со студентами и сообществами, которые исторически были маргинализированы и недостаточно участвовали в формальной образовательной системе», — рассказывает Лора МакБейн.

Еще одной важной практикой является совместное и peer-to-peer обучение самих дизайнеров образовательной среды. Так K-12 Lab обучаются у других просветителей-футуристов, таких как Лонни Ави Брукс из CSU East Bay, который является ведущим голосом проекта AfroFuturism 2.0, сопродюсером Ахмеда Беста из подкаста Afrofuturist и Afro-Rithms — игры, направленной на визуализацию демократичного будущего, созданной в сотрудничестве с дизайнером игр Эли Космински. Также K-12 Lab работает с футуристами Аишей Бейн и Мередит Хатчинсон из Resistance Communications, которые используют иммерсивные рефлексивные общественные практики, чтобы вернуть украденные истории и представить себе справедливое будущее для молодых женщин.

«Двигаясь вперед, мы опираемся на наш собственный опыт и сети в области будущего, дизайна и справедливости, чтобы создать сообщество для лидеров образования, которые готовы развивать свое будущее, а также дизайнерские способности и образ мышления, поскольку они активно вовлекают свои сообщества в совместное формирование справедливого будущего. И мы стремимся делиться своим опытом, чтобы эта работа могла принадлежать каждому.

Это по своей сути новая территория, и мы стремимся открывать и формировать эту зарождающуюся работу посредством совместного творчества,нетворкинга с участием администраторов, руководителей школ, учителей и, что наиболее важно, студентов», — пишет Лора МакБейн.