Слово «маргиналы» в современных СМИ звучит так часто, что начинает казаться, будто они повсюду. При этом используют слово в основном с негативной окраской, когда дело касается опасных членов общества, которые разлагают традиции и подают детям плохой пример. На самом деле это не совсем так. Мы проверили историю слова «маргинал» и делимся ею с вами.

Кто такие маргиналы на самом деле

Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.

Этот социологический термин довольно быстро подхватили медиа и, как зонтик, раскрыли его над всеми членами общества, которые подходят под описание чужаков или представляют для него опасность. Однако на самом деле маргинал — это не оппозиционер, не воинствующий представитель меньшинства. Это человек между группами, как мать-одиночка, которая не может получить кредит из-за отсутствия супруга, или дауншифтер, которому и так хорошо.

Одним из первых маргиналов описал представитель Чикагской социологической школы Роберт Парк. По его мнению, маргинал — это основной тип городского жителя. Такой индивид высокомобилен в социальной среде, имеет более широкий кругозор и большую степень цивилизованности, однако не все городские маргиналы соответствуют этому описанию.

Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома. Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья. Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.

К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.

Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:

  • Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.

  • Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).

  • Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.

  • Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.

Как работает маргинализация?

У маргинализации есть несколько факторов, которые делают ее возможной. Во-первых, это возрастающая социальная мобильность, когда перемещение индивидов между социальными группами становится в принципе возможным. Во-вторых, важным фактором становится просвещение, благодаря которому люди могут выбирать ценности, актуальные для них, но не всегда совпадающие с общественными ценностями.

По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.

Какие они?

К негативным результатам относится, по мнению социолога Зигмунда Баумана, то, что маргиналы способствуют эрозии социальной идентичности. Так, из-за существования маргиналов невозможно создать гомогенное структурированное общество.

К положительным результатам обращаются такие социологи, как Ульрих Бек и Энтони Гидденс. По их мнению, маргиналы гораздо лучше адаптируются к процессам глобализации и способствуют появлению новых подходов к изучению структур общества, которые выходят за пределы исторических и национальных структур.

В последнее время маргинальные группы получили возможность влиять на повестку — как социальную, так и культурную. Можно говорить о том, что маргинал, способный к анализу черт различных социальных структур, может составить свое представление о том, как улучшить общество, какие традиции можно назвать архаичными и что новое можно привнести в свою «старую» социальную группу из жизни «чужих», или наоборот. Именно благодаря этим изменениям становится возможным дальнейшее развитие культуры.