Сегодня учиться с преподавателем не обязательно — освоить навыки и получить знания можно через другие источники, от книг и статей до онлайн-курсов. Но это не значит, что от наставника стоит отказаться вообще. Рассказываем, когда самообучение неэффективно и как выбрать преподавателя, если это все-таки нужно.

Плюсы и минусы самообучения

В той или иной степени самостоятельное обучение — часть жизни каждого. Вряд ли вы будете искать преподавателя, чтобы разобраться в повседневных задачах: например, освоить новое приложение или помочь детям с поделкой. А это тоже про развитие и навыки.

Более формальное обучение также подразумевает самостоятельную работу: вы решаете, что хотите прокачать или освоить с нуля, выбираете программы, выполняете задания. И, конечно, можете отказаться от преподавателя вовсе. У такого подхода есть преимущества:

  • Экономия. Учиться без преподавателя дешевле, даже если вы не составляете программу с нуля, а, например, выбираете готовый видеокурс.

  • Гибкость и персонализация. Вы изучаете только то, что считаете нужным, выбираете подходящие форматы. Можете подстроить обучение под свой график, цели, личные особенности.

  • Собственный темп. Не нужно ориентироваться на других учеников или скорость, которую задает преподаватель.

  • Развитие мягких навыков. Системное и критическое мышление, фактчекинг, тайм-менеджмент, принятие решений — все эти soft skills необходимы, чтобы спланировать обучение и встроить его в свой график.

В то же время самоучки сталкиваются с проблемами, которые иногда могут быть критичными. Например:

  • Непонимание, чему именно учиться. Если вы хотите разобраться в какой-то области с нуля, будет сложно понять, с чего начать и в какой последовательности осваивать материал.

  • Затраты времени и усилий. Спланировать обучение и составить программу самостоятельно дольше и труднее, чем совместно с преподавателем.

  • Бессистемность. Есть риск, что вместо цельной программы вы получите разрозненные, слабо связанные друг с другом обучающие активности. Кроме того, не всегда ясно, какому контенту стоит доверять и что подойдет для вашего уровня.

  • Проблемы с мотивацией и дисциплиной. Конечно, внутренняя мотивация сильнее внешней. Если вы не понимаете, зачем учитесь, то можете все бросить и с наставником. Но он даст поддержку, поможет скорректировать программу, понять, что еще вас мотивирует. Или хотя бы поставит дедлайны, которые не получится бесконечно переносить.

  • Нехватка обратной связи. Из-за этого будет сложнее работать с ошибками и отслеживать прогресс. Особенно если вы осваиваете творческий навык — в этом случае новичку не всегда понятно, по каким критериям оценивать выполненные задания.

Когда наставник нужен

Недостатки самообучения не означают, что от этого подхода нужно отказаться вовсе. Но иногда они становятся критичными. С наставником учиться эффективнее, если:

  • Осваиваете навык или профессию с нуля. Наставник поможет спланировать обучение, разобраться в источниках и материалах, понять, как отслеживать прогресс и на что обращать внимание на вашем уровне.

  • Хотите развивать навыки дальше, но не понимаете как. Это не значит, что придется долго работать с преподавателем или наставником. Возможно, вам просто нужна подсказка, в каком направлении двигаться и какие инструменты использовать.

  • Осваиваете творческую профессию или хобби. Самостоятельно оценить результаты и понять, что улучшить, может быть трудно. Особенно если речь идет о занятии, которое оценивают в моменте, — например, танцах или пении. Наставник даст обратную связь и подскажет, что делать дальше.

  • Нужна внешняя мотивация — дедлайны, напоминания, осознание, сколько вы заплатили школе или преподавателю. Это может стимулировать учиться дальше, даже если захочется все бросить. Но помните, что внешняя мотивация вторична — нужно желание учиться и понимание, зачем вам это.

  • Сложно найти время на развитие. Причины могут быть разными: неорганизованность, переработки, график, который постоянно меняется. Наставник задаст фиксированное время и периодичность обучения, на которые вы сможете ориентироваться.

Как выбрать наставника

Подумайте, зачем он вам

Определитесь, чего конкретно вы хотите от наставника. Нужно долгое обучение или пара консультаций? Или, например, вы планируете разобраться в основах, а дальше развивать навыки самостоятельно? А может, подготовиться к конкретному экзамену или тесту? Так вы поймете, какого наставника искать.

Определитесь с форматом обучения

Решите, как вы хотите заниматься — в группе или индивидуально, онлайн или офлайн. Подумайте, сколько времени вы готовы тратить на обучение. Например, сможете ли посещать длинные лекции и вебинары или лучше выбрать короткие материалы, которые можно изучить по дороге на работу. Учтите свои личные особенности — как вам комфортно общаться, какой контент лучше воспринимается и так далее.

Составьте список кандидатов

Когда вы поймете, как хотите учиться и зачем вам наставник, станет ясно, где его искать. Например, в онлайн-школах — если вы не готовы никуда ездить. Или, наоборот, в проектах с очным обучением. Другой вариант — ориентироваться на экспертов, которым вы доверяете: они могут порекомендовать кого-то или быть наставниками сами.

Не ориентируйтесь только на регалии

Признанный эксперт — это не обязательно хороший наставник. Изучите отзывы учеников, узнайте больше о подходах и форматах, которые использует потенциальный наставник. Все это важнее списка заслуг, тем более что он часто никак не связан с вашими целями. Например, если вы ищете репетитора по иностранному языку, вряд ли так уж нужен доктор филологических наук — преподаватель без степени тоже справится с задачей.

Посетите пробное занятие

Даже если вы уверены, что нашли наставника мечты, сходите на пробное или вводное занятие, особенно если собираетесь учиться индивидуально. Вы узнаете, как будет проходить обучение, зададите вопросы и поймете, насколько комфортно с этим человеком. Только после этого стоит принимать решение.