«В детстве надо было учить, а сейчас, в 30 (40, 50, 70) лет уже поздно!». Это одно из самых распространенных заблуждений об изучении иностранных языков. И самое вредное. Оно мешает нам осваивать новый язык во взрослом возрасте ― именно тогда, когда этот навык нужнее всего. Хорошая новость: способности к обучению с возрастом никуда не деваются. Наоборот ― у взрослых учеников есть некоторые преимущества. С Анной Игитханян, контент-продюсером курса для IT-специалистов онлайн-школы английского Skyeng, выясняем, почему вам в детстве не давались языки и почему сейчас все может быть иначе.

Анна Игитханян

Контент-продюсер курса для IT-специалистов онлайн-школы английского Skyeng

Почему вы не выучили английский в школе?

Вы просто все забыли

«Как можно столько лет учить английский и ничего не выучить?!» ― возмущаются многие. И действительно, за столько лет уж точно можно было продвинуться дальше Hello, my name is. Скорее всего, вы и продвинулись. Ведь сдали же вы каким-то образом все экзамены и тесты. Может, и не на пятерки, но сдали. А значит, в какой-то момент вы понимали все и про согласование времен, и про Indirect Speech, и про загадочное Future-in-the-past. Но с тех пор вам ни разу не пришлось воспользоваться этим знанием. А ненужная информация забывается ― без практики и повторения уже через месяц в памяти остается всего 20% всего, что вы выучили на уроке. А через несколько лет мы забываем почти все и приходится начинать почти с самого начала.

Вас учили неэффективно

Государственную школу принято критиковать. И, в общем, есть за что ― на одного учителя нередко приходится слишком много учеников и административной работы, программу очень сложно адаптировать под каждого отдельного ребенка, а учебные пособия морально устаревают еще до того, как попадут в печать. Даже если сама программа хороша и преподаватель знает свое дело, всерьез увлечься предметом удается немногим. А скука ― плохой помощник в образовании.

Вам не хватало практики

Теорию на уроках иностранного языка в наших школах преподают отлично ― практически на университетском уровне. С практикой сложнее ― ученики гораздо больше выполняют письменные упражнения, чертят грамматические схемы и зубрят списки слов, чем слушают и говорят. Так складывается ситуация «Все понимаю, а сказать ничего не могу». Кроме того, наша учебная система отталкивается от наказания за ошибки, а не от поощрения за успехи. Страх ошибиться остается на всю жизнь ― многие взрослые могут говорить по-английски, но стесняются это делать. А вдруг их засмеют за неправильное употребление Present Perfect?

Почему сейчас будет легче?

Взрослые дисциплинированы

Детям сложно сосредоточиться на уроке, слишком много интересного вокруг ― Андрюха с третьей парты корчит рожи, собака за окном чешет ухо, кто-то пуляется жеваной бумажкой. Учителям приходится прикладывать титанические усилия просто для того, чтобы ученики хоть минутку послушали их спокойно. У взрослых такой проблемы нет ― мы уже понимаем, как важно сосредоточиться на учебе, мы умеем заниматься по 30-40 минут, не отвлекаясь. Мы знаем, что у урока есть план, и стараемся успеть как можно больше.

У взрослых сильнее мотивация

В пятом классе мы понятия не имели, зачем учим английский. Взрослые тоже не всегда могли ответить на этот вопрос. «Ну, в жизни пригодится» ― говорили они, и это совсем нас не вдохновляло. Зато теперь, отправляясь на языковые курсы, мы очень четко понимаем, зачем мы тратим на них свое время и деньги. Неважно, какая у вас цель ― найти работу в международной компании, повысить самооценку, поехать путешествовать, обзавестись новым интеллектуальным хобби или флиртовать с иностранцами. Главное, что вы точно понимаете, как каждый урок делает жизнь лучше и приближает вас к мечте.

Взрослые учат английский для конкретной ситуации

Такая сфокусированность на цели влияет и на программу. В школе мы учили английский «вообще» ― ведь тогда никто не знал, как мы будем его использовать (и будем ли). Но взрослые люди уже не отвлекаются на лишнее. Если они изучают язык для работы, то в приоритете будет именно то, что можно использовать на практике немедленно. Например, на курсах английского для работников IT в Skyeng проходят только то, что реально потребуется для работы в интернациональной команде ― запоминают лексику для разработчиков, проджект-менеджеров и дизайнеров, отрабатывают диалоги для презентаций, нетворкинга, демо и митапов, учатся писать резюме и читать статьи. Никто не станет разучивать с ними сонеты Шекспира или топики про пользу спорта.

Взрослые умеют учиться

К 25-30 годам практически любой взрослый человек знает, как он предпочитает осваивать новую информацию ― читать книги, смотреть вебинары или постигать все на практике. Взрослые понимают, где и как искать дополнительную информацию, как выстраивать график обучения, чтобы заниматься эффективно, и не пытаются увильнуть от домашки. Ну, разве что иногда.

К тому же дети учатся там, куда их отвели родители, и так, как положено в этой школе. А вот у взрослых уже есть выбор. Мы сами решаем, учиться нам на групповых занятиях или с личным репетитором, по учебникам или с помощью приложения, с русскоязычным преподавателем или с англоговорящим. Мы в любой момент можем заменить репетитора или школу английского, скорректировать программу или попробовать другой метод. Выходит, что взрослый способен с самого начала выбрать самый действенный способ обучения ― привилегия, которой у детей нет.

У взрослых больше опыта

У нас уже есть разнообразные интересы ― личные или профессиональные, мы умеем говорить на разные темы, искать информацию, самостоятельно решать, что еще нам нужно освоить. Например, если вы готовитесь к переезду, вы можете представить, какие ситуации вас ждут на новом месте ― нужно будет снять квартиру, открыть счет в банке и пройти собеседование. Так что вы можете попросить репетитора подготовить вас к таким диалогам и легко можете себе представить, как будет протекать беседа с рекрутером. Любой абстрактный материал становится конкретным. И для взрослого человека London ― не просто the capital of Great Britain, а город, где он собирается жить, работать и общаться с местной бюрократией.

Как учить язык, если вы давно выросли?

Исследования показывают, что те, кто выучил иностранный язык примерно до возраста 17,5 лет, имеют более высокие шансы говорить на нем, как на родном. Но тем не менее те же тесты демонстрируют, что множество тех, кто приступил к изучению языка после 20, говорят на нем не хуже, чем нейтивы. И в целом разница в средних результатах у тех, кто учил язык с детства и тех, кто начал учить его после 20, крайне невелика, на грани статистической погрешности. Так что выучить язык можно! Вот несколько тонкостей, которые помогут вам освоить английский быстрее и проще.

Практикуйте мышление роста

То есть уверенность в том, что каждый человек может учиться и развиваться в любой области ― нужно только постараться. Установки вроде «Я ― математик, а не гуманитарий», «Стыдно в моем возрасте совсем не знать английского» или «У меня никогда не было таланта к языкам» только тормозят прогресс. Люди с мышлением роста не стесняются того, что чего-то не знают, не боятся задавать вопросы и совершать ошибки. И потому учатся намного быстрее. Самый простой способ начать вырабатывать мышление роста ― всегда держать в уме слова «пока что» и мысленно произносить их каждый раз, когда вам будет казаться, что вы не справляетесь и вам захочется покритиковать себя. Например, «У меня ужасное произношение ― пока что».

Превратите английский в привычку

Секрет быстрого изучения языков ― в регулярной практике. Практиковаться можно не только на уроках. Найдите возможность сделать английский частью повседневной жизни и учите его пусть по чуть-чуть, но регулярно. Например, можно приучить себя каждое утро смотреть один видео-ролик про изучение английского, а во время перерыва на обед читать англоязычные блоги, посвященные вашим хобби или профессиональным интересам, а на пробежке слушайте подкасты про английский.

Рассчитывайте свои силы

Уроки английского должны быть удобными. Если из-за них приходится жертвовать сном, работой или личной жизнью, долго вы не продержитесь. Такой жесткий ритм оправдан только в исключительных ситуациях ― например, вам нужно за месяц подготовиться к международному экзамену и сдать его на высокий балл, иначе вакансия мечты достанется другому кандидату. Но в остальных случаях важно разработать комфортный график, найти метод, который вам подходит и учителя, вызывающего симпатию. Самая эффективная учеба ― та, что приносит удовольствие.