В феврале 2023 года студент РГГУ рассказал, что защитил диплом, написанный с помощью ChatGPT. Это спровоцировало дискуссию о том, как относиться к использованию нейросетей в учебе, и мнения, как всегда, разделились. Пока одни предлагали запретить студентам и школьникам работу с искусственным интеллектом, другие регламентировали этот процесс: например, МГПУ официально разрешил писать работы при помощи ИИ. Сейчас качество генеративных нейросетей быстро растет, и возникают новые вопросы. Можно ли использовать их в учебе? С какого возраста школьника стоит с ними знакомить? Придется ли учителям искать новые подходы к образованию? Разбираемся вместе с экспертами.
Нейросети и школьники
Бум в развитии генеративных нейросетей начался еще в прошлом году, и сегодня пользователи уже активно создают с их помощью контент — иллюстрации и тексты. У студентов и школьников популярны языковые модели, такие как ChatGPT и YandexGPT. Они позволяют создавать драфты текстов, предлагать идеи или выделять в материале важные мысли.
Несмотря на широкие возможности нейросетей, у многих их использование вызывает беспокойство. Особенно если речь заходит о школьниках: у них не до конца сформированы навыки критического мышления, поэтому им сложнее самостоятельно оценить результат работы с
При этом дети, конечно, уже сегодня активно взаимодействуют с нейросетями. «Нынешние малыши общаются с голосовым помощником Алисой с раннего возраста. Но другое дело — обучение осознанному использованию нейросетей. В 11-12 лет формируются мыслительные процессы высокого уровня, критическое мышление. Мне видится, что это тот период, когда можно предложить ученику выполнить задание с помощью ИИ на разных стадиях (поиск информации, структурирование, выжимка содержания, создание текста определенного жанра) и критически оценить результат», — рассуждает Ирина Томашпольская, координатор программы международного бакалавриата средней школы (IB MYP) из «Летово».
Что и как можно делать с помощью нейросетей
Несмотря на опасения скептиков, нейросети можно эффективно использовать как вспомогательный инструмент. Например, обратиться к ChatGPT и YandexGPT за советом, попросить дать инструкцию по изучению новой темы или проверить знания с их помощью. Другой хороший сценарий — борьба со страхом чистого листа. Нейросеть может помочь с планом для эссе, структурировать аргументы или даже предложить тему для учебного проекта.
«Искусственный интеллект помогает анализировать ошибки. Например, если раньше школьник учился программированию и в
Кроме того, ИИ — это хороший инструмент для погружения в новую тему. Если для работы с обычным поисковиком пользователь должен знать, что именно он ищет, то нейросеть отвечает на открытые вопросы. Например, можно уточнить, какие термины важны для понимания той или иной темы, и попросить объяснить основы. Начать работу можно с простых запросов: «Представь, что ты мой учитель, и объясни теорию эволюции» или «Задай мне вопрос по истории смутного времени для самопроверки».
Нейросети — это еще и инструмент для учителей. Например, их можно использовать для генерации новых заданий: составить контрольную не из двух вариантов, а из тридцати уникальных. Или поступить креативнее — попросить нейросеть превратить стандартную задачу про землекопов в задачу про крафтинг в Minecraft. Это та мелочь, которая помогает удерживать внимание школьников и на создание которой у педагогов обычно не хватает времени.
Правила работы с нейросетями
В первую очередь ученику нужно объяснить, с какой сущностью он общается. Как отмечает Павел Воронин из Яндекс Учебника, важно показать, что нейросеть дает убедительные ответы, но может «галлюцинировать» — придумывать несуществующие факты. Дело в том, что нейросеть запрограммирована давать ответ — отказать она может, если «опасается» навредить человеку или задеть его. В остальных ситуациях для модели приоритетнее ответить хоть как-то, чем сказать «я не знаю». В результате она порой может дать абсурдный ответ: например, составить список птиц, которые могут поднять теленка. Поэтому и школьникам, и студентам нужно учиться критически смотреть на полученный результат.
Для развития критического мышления Ирина Томашпольская из школы «Летово» предлагает такой вариант: «Можно дать ученику самому найти информацию, проверить достоверность фактов и источников, которые упомянуты в тексте, сгенерированном с помощью ИИ. Более сложная история — предложить школьнику подумать, что именно можно считать «хорошей работой» по заданию. То есть составить вместе с ним критерии, которым должен соответствовать текст». Умение оценивать чужой текст помогает студентам и школьникам внимательнее смотреть и на результаты собственных промптов.
Когда ученик уже примерно понимает, чего может добиться от нейросетей, стоит вместе анализировать такую работу: какие вопросы задавать, как получить качественный результат. Но чтобы обучать этому, для начала нужно научиться самому работать с нейросетями. Так можно увидеть, какие навыки нейросети развивают у школьников и студентов. Как рассказывают эксперты, для работы с ИИ важно умение структурно мыслить и объяснять задачу.
Андрей Фетисов, учитель английского языка из школы «Летово», объясняет: «Ученикам нужно помочь сформировать навык prompt engineering, отвечающий за точность сформулированного запроса. Оно само по себе полезно — умение лаконично и ясно выражать мысли на письме всегда пригодится. Помимо этого нужно создать такую культуру использования нейросетей, где чат-бот — это не фактотум, готовый выполнить за тебя письменную работу, а скорее карманный ассистент-помощник».
Как это повлияет на образование
Нейросети уже сейчас становятся массовым явлением. Вполне возможно, что через несколько лет дети будут использовать ИИ гораздо активнее, чем взрослые, которые не начали вовремя знакомиться с новой технологией. На образование это, конечно, тоже повлияет. Если домашнее задание можно выполнить с помощью нейросети за две минуты, значит, оно не очень хорошее. Сами задачи будут меняться, становиться более творческими — требовать от студентов и школьников анализа, использования разных источников, генерации гипотез и их проверки.
Некоторые школы и университеты уже начинают формировать политику насчет нейросетей. Руслан Сулейманов, проректор МГПУ, так объясняет подход университета к работе с ИИ: не нужно запрещать новые технологии, но важно научить студентов грамотно с ними работать.
«31 августа мы опубликовали изменение в положении о ВРК (выпускных квалификационных работах) и ввели правила использования генеративных нейросетей. Мы однозначно высказались, что не против применения таких инструментов при подготовке дипломов и других заданий, но требуем соблюдения нескольких правил. Во-первых, студенты должны проверять данные, которые выдает нейросеть — иногда ее ответы не соответствуют действительности. Во-вторых, нужно ссылаться на те продукты, которые были использованы. Сейчас такая практика довольно часто встречается в среде ученых: в список соавторов вносят конкретные инструменты ИИ. Соответственно, мы тоже просим студентов это делать — и у себя в рекомендациях написали, как оформлять такие ссылки».
Важно подробно прописывать критерии оценки. Это позволяет сохранять высокий уровень работ, отсеивать те, где ученик действительно поленился.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Конечно, правила использования нейросетей внутри конкретного учебного заведения и системы образования в целом постепенно будут вырабатываться. Но уже сейчас понятно, что это не просто тренд, который забудется через несколько лет. Эффективно использовать нейросети учатся все — преподаватели, школьники, студенты и даже родители.
Комментарии
Комментировать