Наступил новый год, а с ним — новые тренды обучения. Они формируются на основе изменений, происходящих в мире, запросов со стороны работодателей и тенденций внутри рынка труда. Google провела обширное исследование — Future of Education — и обозначила новые актуальные тренды в обучении на 2023 год. Мы подготовили для вас саммари с основной информацией.
Обучение для будущего
Современные реалии и тренды развития общества и технологий делают фантастические образы будущего вполне достижимыми. Конечно, летающие машины и
Тренд 1: Рост потребности в людях, способных участвовать в решении глобальных проблем
Поскольку мир сталкивается с новым набором глобальных проблем, системы образования становятся центральными элементами в поисках решений для новых вызовов, будь то проблемы, связанные с экологией, обществом, глобальной экономикой или здравоохранением. Именно через образование выстраивается новый образ мышления людей, направленный на осознание себя как части глобальной системы.
Первым шагом в достижении этой цели становится формирование базовых навыков у студентов. Эксперты, принимавшие участие в исследовании, пришли к тому, что основными компетенциями для людей, которые в будущем станут катализаторами социальных изменений, являются:
Способность к решению проблем, в том числе коллективными усилиями
Способность выстраивать коммуникацию, в том числе с представителями других социальных групп, культур, национальностей
Инициативность
Также эксперты отмечают важность и других мягких навыков, не теряющих актуальности с начала пандемии 2020 года. Среди важнейших навыков выделяются:
Эмоциональная адаптивность и устойчивость
Ответственность
Эмпатия
Эти мягкие навыки позволяют человеку сохранять адекватное восприятие жизни даже в условиях неконтролируемых изменений внешней среды, а благодаря устойчивости и адаптивности даже в ситуации высокой неопределенности человек может брать на себя роль лидера и влиять на окружающие его обстоятельства.

Тренд 2: Изменение набора ключевых профессиональных навыков
Цифровизация с каждым витком все сильнее меняет рынок труда, увеличивая потребность в специалистах с развитыми цифровыми навыками.
По данным Всемирного экономического форума 2020 года, к 2025 году в результате технологических изменений может быть создано 97 миллионов новых рабочих мест, а 85 миллионов существующих могут исчезнуть. Кроме того, половина повседневных задач, выполняемых в настоящее время во всех секторах, вероятно, будет автоматизирована в ближайшие десятилетия. Это ставит задачу перед системами образования: выяснить, какие навыки будут ценными в будущем, а какие нет.
Еще одной актуальной задачей для образовательных систем и просветителей становится предоставление актуальных навыков и знаний, которые позволят обучающимся самостоятельно строить свою карьерную траекторию. На сегодняшний день все больше специализаций обретают гибкую структуру необходимых навыков: уже недостаточно быть просто разработчиком, нужно также уметь проводить тестирование или организовать работу команды по методологии Scrum. Задача просветителей — показать, что это расширение возможных горизонтов для последующего обучения не повод для паники, а возможность для обучающихся найти собственный образовательный курс и выбрать основные компетенции.
К навыкам будущего, наиболее актуальным до 2025 года, относятся:
Аналитическое мышление и инновативность. Это способность анализировать новые, нетривиальные задачи, а также предлагать креативные и действенные решения.
Проактивный подход к образованию. Человек с таким подходом выстраивает свое обучение как единую стратегию, ориентированную не только на актуальные на данный момент задачи, но и на последующее профессиональное развитие.
Комплексный подход к решению проблем. Для решения проблем и задач человек привлекает различные навыки из различных отраслей, сочетает жесткие и мягкие навыки, находит новые знания.
Критическое мышление и анализ. Умение анализировать информацию, адекватно оценивать свои навыки, идеи и результаты, скорее всего, еще долго будет оставаться одним из приоритетов.
Креативность и оригинальность. Умение нестандартно мыслить и находить решения проблем, с которыми человечество раньше не сталкивалось, — это один из навыков, с которыми вряд ли когда-нибудь справится искусственный интеллект.

Тренд 3: Переход к культуре непрерывного обучения
По мере увеличения продолжительности жизни и ускорения социальных изменений идея обучения на протяжении всей жизни набирает обороты. Одновременно появляется больше инструментов для непрерывного обучения, повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице.
Изменение подходов к обучению
Lifelong learning перестало быть просто модной тенденцией. Уже сейчас существует множество вариантов освоения новых знаний и навыков: цифровые платформы, курсы дополнительного профессионального образования, апскиллинг и рескиллинг, и это только начало.

Тренд 4: Дизайн образовательной среды
По мере того как новые технологии становятся более доступными, преподаватели стремятся понять, как они могут способствовать повышению увлекательности и насыщенности учебного процесса.
Сегодня просветителям доступны различные цифровые инструменты, с помощью которых можно обогатить образовательную среду и придать ей новый облик. Образовательные пространства уже давно вышли за пределы школы, университета или курсов, сегодня это и
Геймификация и игровое обучение. Использование игровых методик, таких как рейтинговые системы или полноценные игровые пространства с применением нарративного подхода, позволяют переосмыслить образовательный опыт. К непосредственному обучению добавляется развлекательная составляющая, а применение грамотного нарративного дизайна, в рамках которого выполнение заданий становится похожим на прохождение уровней в игре, позволяет активнее вовлекать обучающихся в процесс освоения знаний и побуждать их к применению и анализу полученной информации.
Дополненная реальность и иммерсивные технологии. Уже сейчас дополненная реальность активно используется в образовательных практиках, например в создании симуляторов с элементами VR. На этих симуляторах можно научиться управлять самолетом или поездом, но это не единственные примеры. С помощью VR, по мнению экспертов, можно проводить обучение не только медиков или сотрудников спецслужб, но и работников офисов, дизайнеров, погружая их в условия, близкие к реальным.

Тренд 5: Персонализация обучения
Применение цифровых технологий делает возможной и персонализацию обучения. В рамках этого тренда каждый обучающийся может самостоятельно строить свою образовательную траекторию, основываясь на своих приоритетах, возможностях и уже имеющихся знаниях и навыках.
Этот тренд актуален как для молодых людей и школьников, так и для взрослых. Персонализация образовательных программ позволяет обучающимся в большей мере раскрывать свой потенциал и получать от образования максимум пользы, не тратя время на «общие программы», которые фокусируются, например, на более слабых студентах. Этот тренд требует большего количества разнообразных и качественных учебных материалов, большего количества источников образовательного контента, а также развитых цифровых инструментов для оценки знаний и подбора подходящих образовательных активностей. Уже сейчас этот тренд используется в области корпоративного обучения и ДПО.

Это лишь некоторые из основных трендов, описанных в исследовании Future of Education. Но уже на основе них можно отметить самую главную тенденцию: образование перестает быть ответственностью исключительно преподавателя, просветителя или создателя образовательного контента. Обучающийся также принимает активное участие в создании, изменении и распространении обучающего контента. В этой новой наступающей реальности просветитель становится не столько источником знаний, сколько ментором и навигатором, который позволяет обучающимся выстроить свое обучение с максимальной эффективностью.
Комментарии
Комментировать