Подготовка инженеров — один из ключевых приоритетов современной России. Нехватка специалистов ставит под угрозу развитие не только тяжелой промышленности, но и всех связанных с производством сфер: от питания до медицины. Как сегодня готовят инженеров и как изменились образовательные подходы разбираемся вместе с руководителем дирекции Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» в Политехе Петра Олегом Рождественским.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/790/image/base_a4d5ace7cc.jpg)
Олег Рождественский
Руководитель дирекции Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» в Политехе Петра
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Инженерный ренессанс
Потребность в инженерах в России была всегда. Но после ухода с рынка зарубежных компаний, поставщиков технологий и оборудования необходимость в собственных решениях выросла в разы. Без квалифицированных инженеров решать задачи «догнать и перегнать» не получится, а без перестройки мы рискуем уйти на задворки технологического прогресса.
Но есть проблема. Во-первых, разрыв между реальным запросом индустрии и образованием, по некоторым оценкам, составляет около 30 лет. Во-вторых, спрос на инженеров только по итогам первого полугодия 2022 вырос на 58%. В отличие от тех же программистов или IT-специалистов, на коротких онлайн-курсах инженеров не подготовить. Потому что, чтобы развивать наземный транспорт, повышать эффективность производства и находить новые способы добычи на сложных месторождениях, обслуживать оборудование и предотвращать его сбои, нужны фундаментальные знания в области физики, математики, механики, и уже после — владение различными цифровыми технологиями. А это годы подготовки.
Сегодня и бизнес, и государство активно вкладываются в популяризацию инженерных направлений. Начинается все еще со школы — от профориентации старшеклассников до проведения различных инженерных турниров, вроде Национальной технологической олимпиады или «Умножая таланты» Газпромнефти. В университетах все чаще привлекают к образовательному процессу бизнес — в качестве преподавателей, соавторов курсов или как минимум консультантов. Потому что индустрия меняется динамично и те технологии, которые изучают студенты сегодня, могут уже во время выпуска оказаться не востребованы, и образовательные программы должны под это уметь гибко адаптироваться.
Кроме того, в этом году впервые за долгое время количество бюджетных мест на инженерное направление увеличили до 40%. Для сравнения — в 2020 и 2021 году в России по этой группе специальностей выпустилось всего 28% всех студентов.
Как готовят современных инженеров
Чтобы подготовить инженера для задач «завтрашнего дня», нужны совсем иные подходы. Мы выделили четыре опорных тренда в инженерном образовании, на котором, например, в Политехе Петра построена Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг». Подход доказал свою эффективность — школа входит в топ-3 сильнейших в стране, и больше 80% студентов устраиваются на работу по профессии уже во время обучения.
Тренд 1. Бизнесу нужен «инженерный спецназ»
То есть специалисты, владеющие не просто какой-то одной предметной областью, вроде металлургии, нефтехимии, или отдельной технологией, а разбирающиеся во всей профессиональной области и применяемых в ней технологиях. Узкие специалисты уходят в прошлое. Во многом, потому что передовые технологии требуют междисциплинарных подходов.
Отсюда вытекает и другое требование к компетенциям — системное и продуктовое мышление. Принцип «мое дело маленькое» больше не работает. Нужно уметь работать с непрерывным циклом разработки и проектировать продукт на всех стадиях его жизненного цикла: от задумки до реализации и утилизации. А значит, учитывать много разных аспектов — технических, регуляторных, социальных, экономических и даже экологических.
Именно поэтому при разработке образовательных программ важно получать обратную связь от индустрии, а в модель компетенций закладывать развитие не только твердых, но и гибких навыков.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Тренд 2. Обучение на реальных производственных задачах
Современные инженеры решают нетривиальные задачи. К примеру, как нефтедобывающей компании следить за оборудованием на отдаленных территориях или нефтяной платформе? Или как повысить эффективность добычи и при этом сократить расходы? За счет чего автопроизводители могут увеличить безопасность машин при столкновении на высоких скоростях? И подключить к реальным задачам надо уже с первого курса в магистратуре, и со
Когда студенты решают не шаблонные задачи из сборника «представьте себе, что …», а задачи, которые здесь и сейчас стоят перед бизнесом, это в корне меняет все. И уровень погружения в проблематику, и освоение на практике сложных подходов и передовых практик. Важная часть — работа в командных проектах, как это часто бывает и в реальной практике. В некоторых дисциплинах, например, у себя, мы даем годовые командные проекты, когда с нуля нужно реализовать решение под запрос бизнеса. Причем это может быть не только задача от крупной корпорации, но и вообще бизнес любого размера. Это дает опыт работы в междисциплинарной команде и показывает, как знания помогают решать реальные проблемы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Тренд 3. Институт наставничества
Чем раньше студент начинает задумываться над своими карьерными сценариями, формировать портфолио из проектов, попутно развивая гибкие навыки, тем больше у него шансов достичь карьерных успехов.
Задача образовательной программы, особенно в инженерном направлении, помочь будущему специалисту с навигацией в мире современной инженерии. Потому что и работать можно в совершенно разных областях — атомной промышленности и в нефтяном секторе, автомобилестроении, даже в медицине и большом спорте. Чтобы не потеряться в этом разнообразии, выстроить собственную образовательную траекторию, нужны кураторы. В последние несколько лет мы также тестируем кураторство со стороны представителей индустрии. Это помогает глубже познакомиться с предметной областью и, что немаловажно, формировать нетворкинг в индустрии.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Тренд 4. Образование как карьерный лифт
Во времена СССР была система распределений. После выпуска студент направлялся на предприятие и там получал первый опыт реальной работы. Сегодня такой системы нет, и трудоустройство выпускников — их собственно дело. На этом этапе мы чаще всего и теряем тех, кого так долго готовили, ведь вход в смежные области, вроде той же IT-сферы, сильно проще.
Поэтому задача руководителей инженерных программ создать такую образовательную среду, где будущие инженеры могут учиться на реальных, а не гипотетических задачах бизнеса, взаимодействовать с практикующими инженерами и иметь куратора со стороны индустрии. Для бизнеса — это возможность растить кадры под свои запросы, и начинать взаимодействовать с ними еще на этапе обучения, вовлекая в свою специфику или даже беря на работу. Для молодых инженеров — «бесшовно» перейти от учебы к работе. В идеале, в подготовке инженеров мы должны прийти к ситуации, когда образование — это не просто «корочка», а настоящий карьерный лифт в индустрии.
Комментарии
Комментировать