«Повторенье — мать ученья» — эта фраза часто раздражает школьников. Да и у взрослого человека она зачастую ассоциируется с негативом. В памяти сразу всплывает занудствующий учитель («А голову ты дома не забыл?») и бесконечные однотипные упражнения по английской грамматике. Зачем все время повторять одно и то же, когда можно двигаться вперед? На самом деле повторение является старейшей стратегией обучения. За свою многовековую историю она пережила не один десяток «модных» моделей обучения и все еще остается невероятно эффективной. Особенно при изучении иностранных языков. Вместе с экспертами онлайн-платформы обучения детей английскому Novakid собрали пять главных преимуществ стратегии повторения.

Повторение помогает тренировать мозг

Обучение запускает в нашем мозгу процесс нейрогенеза — формирования новых нервных клеток и нейронных связей. Мозг активируется для обработки и хранения новой информации. Повторение пройденного материала помогает нейронным связям окрепнуть и способствует поддержанию тонуса мозговых клеток. Особенно это важно для тех, кто начинает учить новый язык во взрослом возрасте. Дело в том, что с годами наш мозг теряет пластичность, а нейрогенез замедляется. Чем мы старше, тем сложнее становится усваивать новую информацию. Изучение иностранных языков с регулярным повторением изученных тем разгоняет процесс обновления нервных клеток. Впоследствии это позволяет улучшить когнитивные функции и способность к многозадачности. Именно пожилым людям часто рекомендуют заняться новым языком. В их случае разучивание новых слов или выполнение типовых упражнений становятся инструментом профилактики старческих болезней.

Задействуется долгосрочная память

В науке принято выделять два типа памяти. Долгосрочная подобна жесткому диску компьютера, где хранится самая важная информация. Даже та, которую, как нам кажется, мы уже давно забыли. Активация долгосрочной памяти требует определенного времени, но зато она способна выручать нас в самый нужный момент. Второй тип — кратковременная, или рабочая, память. Ее мы используем для решения оперативных задач, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни. Ресурсы рабочей памяти ограниченны. Информация здесь хранится ровно до тех пор, пока она нужна нам для конкретных задач: выступить на конференции, написать статью, пересказать другу сюжет нового фильма и т. д. Как только задача оказывается решена, данные тут же стираются.

Для свободного владения языком нам требуется перенести полученные знания из оперативной в долгосрочную память. И здесь на помощь опять-таки приходит повторение. Мало кто с ходу сумеет вспомнить цифры из последнего квартального отчета по работе или перечислить полную фильмографию Джонни Деппа. Зато таблицу умножения большинство из нас до сих пор помнит назубок. Все потому, что в детстве мы повторяли ее настолько часто, что она просто впечаталась в нашу долгосрочную память. Так что единственный способ действительно хорошо выучить язык — это повторять, повторять и снова повторять. Будь то новые слова или грамматические правила.

Расширяется словарный запас

«Без грамматики сложно передать смысл фразы, но без лексики вообще не получится ничего выразить», — сказал однажды британский лингвист Дэвид Уилкинс. Лексика, которой мы владеем, распределяется по двум видам словарного запаса: активному и пассивному. Слова и фразы, которые мы активно используем для общения, попадают в активный. В пассивном же хранится та лексика, которую мы вроде как знаем, но по разным причинам не применяем на практике. Превалирование пассивного словарного запаса над активным является одной из главных проблем при изучении языка. Повторение слов сокращает разрыв между активным и пассивным словарями, делая нашу речь богаче.

«Повторение материала может проходить не только под контролем преподавателя, но и самостоятельно. Акцент не обязательно делать на выполнении упражнений или монотонном повторении слов. Полезно задействовать прослушивание и разбор текстов песен на английском, чтение тематических текстов и, конечно же, включать разговорную практику. Именно через живую коммуникацию языковые навыки и лексика оттачиваются лучше всего, даже когда мы ведем диалоги сами с собой. Хотя лучше все-таки найти партнера по языковой практике: записаться в разговорный клуб и подключить занятия с педагогом — носителем языка», — добавляет директор образовательных программ онлайн-платформы обучения детей английскому Novakid Эми Кролевецкая.

Повторение — залог прогресса

Повторение ассоциируется у нас с чем-то медленным, но в реальности оно позволяет ускорить прогресс. Изучение языка никогда не бывает хаотичным, его процесс всегда выстраивается в соответствии с определенной логикой. Любая образовательная программа работает по принципу «от простого к сложному» и не терпит пробелов в обучении. Даже незначительная на первый взгляд тема в перспективе грозит застопорить весь процесс, если не усвоить ее должным образом. Поэтому любой материал лучше проговаривать по несколько раз.

«Повторение повторению рознь. Для максимального результата оно всегда должно состоять из нескольких этапов и подчиняться общему хронометражу. Не стоит пытаться сделать все за один день: эффект будет краткосрочным, и через несколько дней материал все равно сотрется из памяти. В идеале новую тему можно повторить через несколько часов после занятия, а затем вернуться к ней на следующий день. Дополнительные раунды можно запланировать через неделю и через 10–12 дней. Такая схема позволит материалу как следует закрепиться в памяти», — убеждена Эми Кролевецкая.

Повышается самооценка

Повторение придает студенту дополнительную уверенность в своих силах. Когда новые знания даются легко и быстро, мы чувствуем себя на коне и получаем удовольствие от учебы. Особенно часто подобное состояние эйфории случается в начале обучения. Но, к сожалению, далеко не весь материал удается схватывать на лету. Столкнувшись со сложной темой, многие студенты просто опускают руки, а то и вовсе теряют мотивацию продолжать занятия. В этом случае стратегия повторения не только поможет досконально разобраться в материале, но и повысит самооценку. В конце концов, осознание того, что тебе покорились злосчастные неправильные глаголы или условное наклонение, — это всегда чертовски приятно.