Человечество уже много десятилетий с жадностью поглощает истории и слухи об известных личностях: кто на ком женился, кто с кем разводится, у кого роман, у кого драма, кто рожать собрался. Но почему простые люди могут переживать события из жизни знаменитостей так, словно разводы и интриги случились с близкими родственниками и друзьями? Разбираемся, почему мы привязываемся к знаменитостям и при чем тут социальные сети и эволюция.
Эволюция и любовь к знаменитостям
В основе такого мощного сопереживания знаменитостям лежит эволюционный механизм, который появился еще задолго до первых медиа. Он называется «эффект знакомства с объектом». По мнению социального психолога Фрэнка МакЭндрю, все дело заключается в том, что человек настолько предрасположен к формированию социальных связей, пусть даже односторонних, что любого человека, о котором он знает что-то «личное», он будет считать «своим».
А личную информацию о знаменитостях сегодня мы можем узнать по самым разным каналам: через их публичные выступления, интервью авторитетным изданиям и личные блоги. Последняя площадка позволяет знаменитостям особенно сблизиться со своей аудиторией: они могут мгновенно делиться событиями своей жизни, показывать себя «за кадром», а также общаться со своими подписчиками в комментариях. Все это позволяет усилить отношения, в которых «простой смертный» находится со своим кумиром. Он может выразить поддержку знаменитости, например во время развода, получить в ответ эмодзи с огоньком и чувствовать себя максимально причастным к этой истории.
На основе такой предрасположенности строятся парасоциальные отношения — односторонние связи, при которых человек может чувствовать привязанность, даже любовь, к человеку (знаменитости или вообще персонажу), который о нем никогда в жизни не слышал. Этот же вид отношений, интерпретируемый со стороны знаменитостей как «любовь фанатов», становится ценным ресурсом, эквивалентным социальному капиталу, и продюсеры не могут отказаться от возможности накалить страсти.
Любовь фанатов как основа «звездной экономики»
Уже довольно давно в любви фанатов к своим кумирам усмотрели мощный экономический драйвер. Фанаты готовы покупать билеты на шоу с участием любимого исполнителя за полгода вперед, подолгу стоять в очередях на
Относительно недавно маркетологи начали рассматривать коллаборации и рекламу с участием знаменитостей не как нарратив, строящийся вокруг известной личности, которая держит в руках рекламируемый товар, а как историю вокруг отношений знаменитости с фанатами. То есть центральным элементом кампаний стал не сам факт известности главного героя, а его/ее социальный вес, репутация, стиль общения с фанатами. Поддерживает ли знаменитость защиту окружающей среды, жертвует ли приютам, выступает ли в поддержку меньшинств, встречается ли со своими фанатами — именно это стало ключевыми моментами в формировании fan economy, или экономики для фанатов.
Как не стать жертвой своей любви
По мнению психологов, сопереживать знаменитостям и выражать свою любовь и поддержку доступными способами — более чем нормально. Но как сделать так, чтобы глобальные корпорации не заставили вас «во имя любви» купить очередной ворох ненужного барахла? Вот несколько советов:

Мыслите критически
Особенно это касается ситуаций с публичными скандалами, как в случае с недавним разводом Джонни Деппа и Эмбер Херд, когда фанаты могли схлестываться в сети, и не только в формате «стенка на стенку». Решите для себя, готовы ли вы тратить время, нервы и силы, чтобы доказать что-то другому человеку, который вовсе не заинтересован в принятии чужого мнения.

Практикуйте осознанность
В контексте эмоций вам помогут принципы стоицизма: с их помощью вы сможете определить, действительно ли вам стоит переживать из-за

Направьте эмпатию на свое окружение
Часто, сопереживая личностям, с которыми мы состоим в парасоциальных отношениях, мы можем упускать то, что происходит в жизни наших близких людей. Это не значит, что вам стоит вовсе отказываться от наблюдения за жизнью знаменитостей: в конце концов, такое «подглядывание» дает плодотворную пищу для разговоров. Но попробуйте уделять больше времени людям, которые вам небезразличны и находятся на расстоянии вытянутой руки или телефонного звонка.
Комментарии
Комментировать