Слово «развод» сегодня имеет неоднозначную окраску. Одни люди отмечают его пышнее, чем свадьбу, другие относятся к нему по-будничному, третьи — боятся, как личного апокалипсиса. Бракоразводный процесс в культуре приобрел вид настоящего поля боя, но столетия назад пары боролись сначала не друг с другом за опеку над детьми и раздел имущества, а с мирскими и божественными законами за право расторгнуть священные узы брака. Рассказываем, как даже здесь в итоге победила любовь.

Самые легкие процедуры развода в истории

Развод не всегда был чем-то сложным и долгим. В Шумерскую эпоху, в соответствии со сводом 282 законов царя Хаммурапи, зафиксированным на глиняных табличках, развод происходил довольно легко.

Муж говорил жене: «Ты мне больше не жена», затем выплачивал пошлину, возвращал жене приданое. На этом брак считался расторгнутым. Если же жена выступала инициатором развода, она должна была подать жалобу, в которой описывалась веская причина для прекращения супружеских отношений. Так обстояли дела в XVII веке до нашей эры и по сравнению с тем, что началось потом, эта процедура развода была простой.

В Римском праве также была свобода развода, условия были довольно демократичными — требовать расторжения брака могли и мужчины, и женщины

Брак мог быть расторгнут в случае смерти, пленения или потери гражданства супругом. Если ничего из этого не происходило, развод супруг мог получить в случае бездетности, пьянства или подтвержденной измены. Супруги (по обоюдному согласию или по волеизъявлению только одной стороны) объявляли о разводе в присутствии семи свидетелей, муж возвращал жене приданое, и развод считался совершенным.

А потом в институт брака зашла церковь.

Монотеистические религии, в особенности христианство, забрали управление институтом брака из публичного и гражданского поля, как это было в Древнем Риме, на божественную вотчину. Христианская церковь закрепила моногамные пары и сделала брак нерушимым. Довольно долгое время развод в христианстве не разрешался, как и повторное вступление в брак — считалось, что таким образом церковь поощряет прелюбодеяние.

«Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует», — Евангелие от Матфея 19:9

В IX–X веках нашей эры количество разводов пошло на убыль, однако это не значит, что институт брака укрепился до состояния гранитной породы. Даже церковь понимала, что в некоторых случаях супругов легче разделить, чем примирить, так что появилось несколько разводозаменителей. Например, «сепарация» — супругам разрешалось жить отдельно, но церковный брак не отменялся, так что после смерти они возвращались к исполнению супружеских обязанностей.

Все изменилось, когда в игру вступили короли и Реформация.

Право на развод

Реформация постепенно подтачивала авторитет Римской Католической Церкви. В странах, которые отказывались от ее влияния, бракоразводный процесс снова стал гражданским, хотя процедура во многом ездила по церковным рельсам — у различных течений протестантизма отношение к браку варьировалось от разрешения до еще большего запрета. Суды считали, что расторжение брака наносит непоправимый вред обществу, поэтому, если в процессе появлялась хотя бы одна причина, по которой брак не мог быть расторгнут, — супруги были вынуждены продолжать совместную жизнь.

Сделав брак своей прерогативой, Христианская Церковь получила рычаг управления многими королевскими династиями. Многим это не нравилось, но короли — люди особенные, у них есть свои привилегии, например, карт-бланш на полигамию. Никто не мешал им заводить фавориток или брать новых жен после смерти предшественниц.

Для маскировки развода кроме сепарации было доступно аннулирование брака, по этому положению брачный союз отменялся и как бы никогда не существовал

Процедура аннулирования брака была доступна только высшему сословию и именно ею пытался воспользоваться король Англии Генрих VIII, чтобы потом заключить брак с Анной Болейн. Дебаты по разводу с Екатериной Арагонской длились 7 лет и закончились принятием акта о супрематии и образованием Англиканской Церкви, по правилом которой король являлся верховным главой клира и не должен был отчитываться Папе Римскому.

Официальная возможность расторгнуть брак докатилась до простых людей только три столетия спустя, к середине XIX века. До этого в Англии брак расторгался после принятия парламентом соответствующего документа, аннулирующего брак. Появившийся в 1857 году Matrimonial Causes Act упрощал и институализировал процедуру. Процесс, тем не менее, оставался довольно дорогим и долгим, развод был возможен по причине супружеской измены, дезертирства, жестокого отношения и только в случае, если эта причина была доказана. И женщины не могли требовать компенсации от бывших супругов, поскольку все еще являлись собственностью своих мужей.

Для женщин бракоразводный процесс стал проще и доступнее только во второй половине XX века, когда постепенно уравнивались зарплаты, женщины начинали вести собственный или совместный с супругами бизнес и могли позволить себе адвокатов. Благодаря этому оба партнера могли на равных отстаивать свои интересы.

В XX веке бракоразводный процесс совершил еще один прорыв с точки зрения этики — для получения развода супруги могли просто подать заявление об обоюдном желании. Им не нужно было доказывать факт измены или отсутствия половой жизни друг с другом. Равно как партнерам не нужно было доказывать свое происхождение или уровень дохода, чтобы вступить в брак.

Разводы — крах института семьи?

В течение истории бракоразводный процесс то ужесточался, то становился доступнее. Тем не менее, статистика разводов в мире постепенно идет вверх, в связи с чем политики и многие публицисты бьют тревогу, считая, что доступность развода ставит под угрозу само существование института семьи.

По данным Unified Lawyers, количество разводов с 1960 года до 2017 увеличилось на 251,8%

Наиболее частые причины включают:

  • Несовместимость

  • Неверность

  • Наркотическая / алкогольная зависимость

  • Физическое / психологическое насилие

По исследованиям социологов процесс развода действительно имеет негативный эффект на дальнейшие внутрисемейные отношения, особенно, когда дело касается детей. Так, например, доказано, что дети проживающие в полных семьях, получают лучшее финансовое обеспечение и в будущем не имеют проблем с коммуникацией, которые характерны для детей из неполных семей. У детей, прошедших через развод родителей, по данным отчета Human Resources Development Canada, наблюдается более высокий уровень недоверия и агрессивное поведение.

По мнению психологов и юристов, негативные эффекты развода можно сгладить, если подойти к бракоразводному процессу как к совместному решению задачи, а не как к смертельной битве (хотя ситуации бывают разными). Первый шаг к этому со стороны супругов — заключение брачного договора, в котором могут быть прописаны условия развода, если таковой случится.

Хотя количество разводов подкашивает статистику заключенных браков, иногда бракоразводный процесс может быть лучшим решением. Так из одного неудачного брака, который мог быть пронесен через всю жизнь, могут появиться два новых, в которых бывшие супруги будут по-настоящему счастливы.