В онлайн-образовании может быть два пути — самостоятельный и с наставником. В первом случае студент сразу учится искать пути решения проблем, но обучение занимает больше времени. Во втором случае процесс легче благодаря поддержке со стороны ментора. Его задача состоит не только в объяснении материала и транслировании опыта, но и в развитии soft-skills и мотивации. Т&Р вместе с экспертами сервиса онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, в чем заключаются главные функции наставника и объясняют, почему он все-таки необходим в обучении.

Наставник — больше чем учитель

В традиционной образовательной модели действует схема учитель — знания — ученик. Идея наставничества, которая развивается в альтернативном образовании, шире: наставник не просто объясняет материал, он является «проводником», который развивает у студента soft skills, делится опытом, поддерживает морально на протяжении всего курса и мотивирует. В Оксфордском словаре дается следующее определение наставнику (ментору) — опытный и проверенный советник.

Наставник не решает проблемы за своего подопечного и не дает готовых ответов

Например, такому принципу следуют в Яндекс. Практикуме. Наставники направляют и подталкивают к решению, позволяя ученику мыслить иначе. Основная цель наставничества — стимулировать личностный рост, развитие навыков, знаний и понимания выбранной сферы. В процессе обучения студенты осваивают всю теорию с помощью тренажера, самостоятельно пишут код, который потом просматривают код-ревьюеры и указывают на ошибки. Наставники же помогают решить возникшие проблемы, однако готовых ответов они не предоставляют и учат студентов самостоятельно искать способы исправления ошибок.

Как наставник помогает в обучении:

Моральная поддержка студентов и мотивация

Если человек решает повысить квалификацию или же вообще сменить профессию, он оказывается в новой для себя среде, в которой первое время достаточно сложно ориентироваться. Кроме того, по словам экспертов Яндекс.Практикума, в IT-сфере часто бывают сложные этапы, когда студенту кажется, что он стоит на месте и хочет все бросить. Задача наставника в этой ситуации поддержать и объяснить, что ошибка — естественный процесс обучения.

Обратная связь

Обратная связь позволяет студенту увидеть пробелы, зафиксировать свои достижения и понять, в каком направлении двигаться. Кроме того, наставник помогает проработать ошибки и найти альтернативные пути решения проблем.

Обмен опытом

Наставник, который прошел тот же путь, что и студент, может поделиться реальными кейсами из жизни, рассказать о собственных ошибках.

Дает рекомендации для погружения в тему

Наставник с широким кругозором дает не только материалы, предусмотренные образовательной программой, но и предлагает дополнительные способы для погружения в тему — фильмы, образовательные лекции, ролики на YouTube, митапы, аналитические статьи.

Помогает развивать soft-skills

Наставник помогает улучшить коммуникацию во время видеозвонков, развить навык принятия решений во время анализа ошибок, а также развить креативное мышление посредством интерактивных нестандартных задач.

Георгий Клюковкин

Наставник на веб-факультете в Яндекс.Практикуме

Основная функция наставника — поддержка студентов. Она бывает двух видов — техническая и моральная. Студенты задают какие-то вопросы, которые они не знают, как решить. Причем ответ на них можно найти в гугле, но наставник предлагает этого не делать, а сначала думать самостоятельно. К технической поддержке относятся сложные задачи, которые самостоятельно на определенном этапе студенты решить не могут.

Второй вид поддержки — это про мотивацию и моральный дух. Учиться всегда тяжело, мы изучаем какой-то новый материал, у нас есть сроки в виде спринтов, нужно успевать сдавать проекты по дедлайнам. Это стресс. Часто бывает, что падает мотивация, студенты боятся, что у них одних ничего не получается.

У меня есть старшая группа студентов, они скоро закончат обучение. И одна студентка написала крик души в чат: «Я не понимаю, мне кажется, что у всех все получается, кроме меня, мы уже столько прошли, и я не могу разобраться уже битые 12 часов, все очень плохо, помогите, что делать?». И другие студенты начали ее поддерживать и говорить, что это не так — у них те же самые проблемы. И это абсолютно нормально. Я успокоил ее тем, что эти проблемы никуда не уйдут с течением времени. И спустя несколько лет опыта они остаются, когда человек уже работает. Решение задач в программировании — это норма. От процесса их решения начинаешь получать удовольствие.

Следующая важная функция — обратная связь. Она особенно важна в IT-индустрии. Например, разработка какого-то продукта, написание кода, сопровождение код-ревью. Сотрудник пишет код, другие коллеги смотрят его и по нему уже делают какие-то замечания. Один и тот же человек может написать код и в нем не увидеть ошибку. И это абсолютно нормально. В Яндекс.Практикуме обратная связь построена по схеме код-ревью. Студент выполняет проектную работу, отдает ее на проверку, и команда код-ревьюеров смотрит его код максимально приближенно к продуктовой разработке в компаниях.

Чаще всего студенты совершают ошибки в коде. Студент говорит: «У меня там что-то не работает. Я не понимаю, почему». Наставнику проще всего скачать весь этот код, посмотреть, где ошибка, и просто указать на нее. Но студенту нужно показать, как эту ошибку найти самостоятельно. Исключая вероятные варианты, можно понять, где конкретно находится ошибка.

Если все-таки говорить про обучение без наставника, то, с одной стороны, человек научится решать все проблемы самостоятельно, но время, которое он потратит на прохождение этого пути, в десятки раз больше.

Каким будет ваш наставник:

Опытным профессионалом

Безусловно, наставник должен быть профессионалом в своей области и иметь релевантный опыт работы в выбранной студентом сфере. Он сам прошел путь, который только предстоит студенту, и совершал типичные и нетипичные ошибки и искал решения. Наставник может предугадать, с какими трудностями столкнется студент, и понять, как их преодолеть.

Полным энтузиазма

Вовлеченность в свое дело передается и студенту. Если же преподаватель сам равнодушен к происходящему, то в ученике пробудить интерес будет достаточно сложно.

Внимательным к студенту и слушающим

Избегайте менторов, которые много говорят и мало делают, перебивают и не позволяют высказать свое мнение. Наставник всегда готов выслушать ваши вопросы, рассмотреть альтернативные точки зрения и вместе найти пути решения проблем.

Мотивирующим

Одна из задач наставника — мотивировать студента не только высокими оценками или же, наоборот, применяя какие-то санкции. Опытный ментор вдохновляет в том числе своим примером.

Ответственным

Наставничество, на самом деле, двусторонний процесс. Однако большая часть ответственности все равно лежит на менторе. Он контролирует и отслеживает результаты после каждого тренинга, анализирует ошибки и отвечает за вовлеченность студента.

Эрик Бурыгин

Наставник на факультете тестирования в Яндекс.Практикуме

Я считаю, что наставник должен быть, в первую очередь, профессионалом в той области, в которой он наставляет. У него есть огромный опыт, измеряемый не в годах. Желательно, чтобы он сам все время учился и практиковался. Таким образом, он может передавать навыки. Потому что если ты долгое время не учишься, забываешь, каково это.

Наставник должен действительно любить свое дело. Менторство — это больше не про деньги, это про удовольствие и кайф. Я, как наставник, могу сделать мир лучше и помочь людям поменять профессию. Это больше, чем просто «заработать», это миссия. От таких наставников больше пользы. У наставника должны быть развиты софт скиллы. То есть с ним можно просто пообщаться на другую интересную обоим тему.

Наставник — это не учитель, который говорит: «2+2 будет 4». Это друг, который направляет тебя, проводник в мире неизведанном

Без наставника можно учиться. Самообразование никто не отменял. Но наставник помогает направить и предостеречь. Он задает вектор. Если человек сам развивается — круто, но это занимает много времени. Если хочется из точки А в точку Б прийти быстрее и с максимальным результатом, то лучше идти вместе с ментором.

Еще один плюс — наставник уже прошел этот путь. Он знает, где чаще всего совершают ошибки, в какие моменты возникают трудности. Профессиональный ментор в хорошем смысле «подливает масло в огонь» с помощью разного интерактива: «Стало скучно, устал от этих бесконечных кодов? Смотри, какая интересная задача есть».

Безусловно важна моральная поддержка. Я рассказываю о своих неудачах, потому что я наступил на всевозможные грабли. Этим показываю, что я не совершенен и тоже ошибался. Очень круто, когда я чувствую, что смог помочь студентам. Все они приходят с разными вопросами, проблемами и ты всегда ищешь новые способы решения и учишься сам.

В менторстве одна из самых важных вещей — обратная связь. Она помогает анализировать ошибки, но мы не даем готовых решений.

Я предлагаю студентам действовать по следующей схеме:

  1. попробуй решить проблему самостоятельно;

  2. если не получается через несколько попыток, обращаешься ко мне и я направляю, но не отвечаю на вопрос сразу.

Правильная обратная связь может мотивировать.

В Яндекс.Практикуме опытные наставники становятся проводниками в образовании и помогают не только завершить начатое, но и добиться результатов, которых студенты и не ожидали. Наставники учат не просто решать поставленные задачи, а также самостоятельно искать пути решения проблем, которые часто возникают на работе, и помогают развивать soft-skills, необходимые в жизни.