Что делать, когда вам задали вопрос, о котором вы не имеете ни малейшего представления, а ответить «я не знаю» — не вариант? Это знает каждый студент, хотя бы раз вытащивший на экзамене тот самый единственный билет, который он не учил: нужно с уверенным лицом гнать пургу. Говорить, жестикулировать, сыпать терминами, пока не удастся выплыть на более комфортную и знакомую тему. Если слушатель поверил вам, значит, с ним случился Эффект доктора Фокса. Рассказываем, что это такое и как не стать пленником этого феномена.

Что за доктор Фокс?

В 1970 годах группа ученых проводила исследование, чтобы узнать, от чего зависит восприятие преподавателей студентами. Для этого ученые Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Фрэнк Доннелли провели небольшой эксперимент с участием студентов Медицинского университета Южной Калифорнии: две группы обучающихся разместили в двух соседних аудиториях, в каждую аудиторию поставили по приглашенному лектору. Студенты — психологи и психиатры — должны были прослушать короткую лекцию о математической теории игр, а затем оценить выступающего с помощью короткой анкеты.

Вот только один из этих ученых был действительно профессором, прекрасно разбирающимся в теории игр, а второй — приглашенным актером, у которого была задача провести лекцию максимально убедительно, при этом с самой темой он был знаком по одной короткой статье. Актер взял себе псевдоним «Доктор Майрон Фокс», он действительно экспрессивно провел лекцию, активно жестикулировал, к тому же и выглядел он так, что от настоящего профессора не отличишь: в костюме и в очках.

После лекций ученые сравнили ответы студентов и, к их удивлению, самозванца студенты оценили гораздо выше, чем настоящего профессора. Студентам понравилась манера общения доктора Фокса, большое количество невербальных сигналов, которые порой скрадывали бессмыслицу в речи. Тогда ученые предположили, что такой стиль коммуникации способен вызвать у студентов большую симпатию и готовность учиться у конкретного преподавателя.

Похожий эксперимент провели в академии ВВС США, но его усложнили. Сравнивали уже не профессионального лектора и самозванца, а более и менее опытных преподавателей. Студентов разного уровня распределили в группы к преподавателям, всем группам дали одинаковое расписание и запустили образовательный процесс. Это было лонгитюдное исследование, в рамках которого рассматривали, как студенты покажут себя на финальных экзаменах сразу после образовательного трека у выбранных преподавателей, и на последующих экзаменах уже в будущих семестрах. Как выяснилось, студенты более слабых преподавателей показывали более высокие результаты на короткой дистанции, но те, кто учился у более опытных — получали более высокие оценки в последующих семестрах.

В 2012 ученые Эйал Пир и Элиза Бабад повторили оригинальный эксперимент с участием актера, но учли критику первого исследования: они ввели контрольную группу и расширили список вопросов. Анкеты включали как позитивный фокус (Например: «Лектор показался мне профессионалом своего дела»), так и негативный. К тому же они попросили студентов отметить, вынесли ли они что-то новое из прослушанной лекции. К удивлению авторов исследования, даже в этих обстоятельствах эффект доктора Фокса проявился: даже если студенты отмечали, что не вынесли ничего нового, они все равно продолжали оценивать харизматичного лектора выше.

Как добиться эффекта доктора Фокса?

Если вам предстоит выступление перед малознакомой аудиторией, где нельзя ударить в грязь лицом, то эффект доктора Фокса поможет сохранить чувство собственного достоинства и наладить связь с аудиторией. Для этого не обязательно нести полную чушь, но некоторые приемы помогут вовлечь слушателей и избавить их от ощущения гнетущей тоски, пока вы рассказываете что-то несомненно важное.

Внешний вид

Эффект доктора Фокса очень хорошо дружит с эффектом ореола. Поэтому, если вы хотите произвести впечатление профессионала, то выглядеть нужно соответственно. Не пренебрегайте дресс-кодом и использованием фена с расческой.

Коммуникация с аудиторией

Да, харизматичным человеком за 5 минут не станешь, но попытаться стоит. Постарайтесь на 15–20 минут выступления выкрутить на максимум своего внутреннего экстраверта — ученые выяснили, что люди их очень любят. Общайтесь с аудиторией, задавайте вопросы, шутите, приводите примеры, рассказывайте истории. Это задает темпоритм выступления, оно становится динамичным, как сцена погони, и зрители начинают активнее вовлекаться.

Невербальная коммуникация

Даже если вы не выспались и забыли выпить свой утренний кофе, постарайтесь выжать из себя хотя бы пару движений. Иллюстрируйте свои слова жестами и мимикой. Кстати, исследователи в эксперименте 2012 года выяснили, что если выступающий делает в процессе какие-то пометки (даже неразборчивым почерком), это вызывает больше интереса у аудитории и помогает якорить внимание зрителей.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Как не стать жертвой доктора Фокса?

Этим психологическим феноменом пользуются не только офисные работники, которым нужно защитить проект, но и мошенники, которые под видом «Супер-пупер-курса: все профессии за 15 секунд» продают людям пустышки. Псевдоученые, наставники, эксперты с дипломом Хогвартса с помощью эффекта доктора Фокса заманивают своих слушателей и в лучшем случае просто тратят их время и деньги.

Поэтому не забывайте соблюдать информационную гигиену и пользоваться поисковиками, чтобы проверять информацию об эксперте, даже если вам кажется, что он говорит истину в последней инстанции. Вот несколько советов:

  • Если вы нашли анкету спикера на лендинге очередного «суперкурса» и там перечислены степени и награды, не поленитесь проверить, существуют ли названные премии и образовательные организации. Также проверьте присутствие фамилии вашего спикера в реестре выпускников.

  • Воспользуйтесь поиском по картинке. Если у вас есть фотография спикера «суперкурса», загрузите ее в поисковик. Кто знает, может, мошенники загрузили просто фотографию со стока.

  • Относитесь критически к поступающей информации. Если вы уже оказались на лекции, включите критическое мышление и постарайтесь внимательно следить за речью спикера.