Сегодня технологии развиваются настолько быстро, что многие привычные специальности могут исчезнуть или трансформироваться. По данным отчета Международного экономического форума, к 2025 году 40% специалистов будут вынуждены освоить новые навыки, чтобы сохранить рабочее место, а еще 50% придется полностью переквалифицироваться. От обучения специалистов зависит будущее целых сфер и отраслей.
Однако есть убеждение, что учеба — это прерогатива молодых. Согласно исследованию школы IT-профессий Skillfactory, большинство опрошенных (91%) начинали обучаться текущей профессии до 30 лет. Правда ли учиться после 30 труднее? Вера Вишникина, руководитель отдела методологии Skillfactory, поговорила с психологом Ириной Петраковой. Они обсудили, действительно ли взрослым сложнее учиться, почему могут возникать трудности и от чего зависит эффективность обучения.
Вера Вишникина
Руководитель отдела методологии Skillfactory
Как учатся дети и взрослые
Вопреки распространенному мнению, нейронные сети детей и взрослых во время обучения работают абсолютно одинаково. В ходе масштабных исследований нейрофизиологии в Университете Огайо ученые анализировали мозговую активность детей от 4 лет и взрослых во время решения сложных задач. С помощью аппарата МРТ ученые оценили активность нейронов 44 взрослых от 18 до 38 лет, а также 37 детей от 4 до 12 лет. И в результате эксперты пришли к выводу, что психофизиологических различий в работе детского и взрослого мозга практически нет. Это значит, что взрослый человек способен обучаться так же эффективно, как и ребенок. Впрочем, отличия есть в самом процессе обучения.
Благодаря инстинктивному любопытству дети прекрасно воспринимают информацию, которая им интересна. При этом объемы запоминаемых данных в принципе не ограничены.
Если 8-летний мальчик увлекается игрой Minecraft, то в большинстве случаев он может практически дословно пересказать все 800-страничное руководство по тактике игры, постройкам, крафту и сюжетному продвижению.
Обучение взрослого человека опирается на его опыт. Главный драйвер изучения чего-либо после 30 — прикладное использование знаний. Сначала человек должен понять, зачем ему эти знания или умения. Только в таком случае обучение становится целенаправленным и гарантирует результат. Интерес уже играет второстепенную роль, уступая эффективности и перспективам.
Но именно опыт мешает взрослому человеку обучаться так же быстро и результативно, как это делают дети. Ведь он бывает не только позитивным, но и негативным
К 30 годам практически у каждого есть целый ворох неудачных попыток обучения. Причины могут быть разными и не всегда зависят от самого человека. К примеру, купил курс, а материал оказался некачественным. Или для обучения не хватало времени и сил после работы, поэтому занятия сошли на нет. Часто причины личные и не касаются программы: были случаи, когда один из супругов запрещал учиться или когда у матери не получалось совмещать курсы с семейными делами и уходом за детьми.
Таких попыток становится все больше, и, когда в очередной раз возникает желание или потребность обучиться чему-то, у человека срабатывает психологический барьер. «А что, если снова не получится? Вон сколько раз не получалось». Лишь немногие готовы учиться дальше после неудач, а они бывают у всех. Остальные же банально теряют мотивацию. Именно это в абсолютном большинстве случаев люди путают с плохой обучаемостью.
Как это ни абсурдно, но взрослые не хотят брать на себя ответственность за возможные ошибки или провалы, перекладывая ее на обстоятельства. Слишком многие предпочитают и вовсе не начинать обучение, потому что не хотят разочаровываться в собственных силах, если что-то не получится.
Каждый пятый (20%) участник исследования считает, что ответственность за обучение и его результат лежит исключительно на учебных заведениях, образовательных платформах и преподавателях.
Если же учиться необходимо, то очень многие выбирают программы, где менторы обеспечивают контроль над ходом обучения и результатами студентов. Иными словами, где буквально ведут за руку сквозь весь курс. И здесь проблема куда глубже, чем может показаться, — в системе образования в целом.
Основная задача школы — научить ребенка учиться, чтобы при необходимости человек умел получать новые знания и применять их на практике. К сожалению, дети часто не чувствуют интереса, не используют знания на практике, а просто заучивают информацию. В результате мы получаем миллионы людей, которые не любят и не умеют учиться, считая, что знания постигаются зубрежкой и тотальным контролем. А как и для чего их применять — об этом начали говорить лишь недавно. И
Вера Вишникина, руководитель отдела методологии Skillfactory:
«Маркетинг на
Часто импульсивность в покупке курсов приводит к тому, что спустя какое-то время человек забрасывает обучение. Триггером может стать все что угодно: сложная тема, некрасивая презентация, неудобный элемент интерфейса. Поэтому отдельное внимание на курсах мы уделяем постановке целей и в том числе учим студентов учиться. Здесь крайне важны активная позиция человека и вовлечение в процесс обучения».
Как эффективно учиться после 30 лет
Процесс обучения взрослых людей настолько комплексный, что этим занимается отдельная наука — андрагогика.
При обучении детей их собственный опыт можно не принимать во внимание — его или нет совсем, или он слишком незначительный. Поэтому оптимальной тактикой будет чтение литературы и прослушивание лекций по теме.
Для взрослых — наоборот. Их опыт становится краеугольным камнем. Он сильно отличается у разных людей, поэтому единой стандартизованной программы здесь быть не может. Более того, традиционное пассивное обучение, как в школе, будет неэффективным.
Именно поэтому результативные обучающие курсы — это комбинации из реальных кейсов и смоделированных ситуаций. Человек должен самостоятельно искать варианты решения задачи, тестировать и прогнозировать результат, обсуждать его с коллегами, защищать свои выводы перед другими людьми. Если взрослый студент видит практическую ценность обучения, оно даст результат.
Ирина Петракова рассказала об интересном случае из ее практики. Взрослый мужчина за 40 с высшим образованием и довольно успешной карьерой менеджера пошел учиться на сантехника. И нет, он не стремился поменять место работы. Он начал строить дом и просто не желал доверять прокладку коммуникаций стороннему человеку. Или хотел как минимум получить достаточно знаний, чтобы контролировать процесс.
Мотивация изучать что-то новое вышла из обычного бытового вопроса. Во время обучения мужчина проявлял инициативу и интерес, постоянно спрашивал о нюансах и особенностях. Причем акцент делал именно на коммуникациях в новом доме — как сделать так, чтобы все сразу получилось правильно и прослужило долго.
По нашему опыту, студенты, которые мотивированы изначально, попадаются не так часто. EdTech способен поддерживать вовлеченность студента, но тот должен сам осознать цели, которых он стремится достичь с помощью учебы. В большинстве случаев человек либо стремится сменить профессию, либо хочет получить навыки, которые увеличат его ценность как специалиста на текущем месте работы.
При этом задачи онлайн-курсов и самих студентов различаются. Со своей стороны EdTech-компания должна предоставить качественную учебную базу и четкую структуру учебного процесса, организовать удобный формат обучения, выстроить процесс обратной связи. Отдельное внимание нужно уделить практике: работе с кейсами и реальными задачами бизнеса, стажировкам, хакатонам и другим форматам практической работы.
Задача студента — быть готовым вкладывать свое время и усилия в обучение. Здесь важно не переносить ответственность за результат на
К сожалению, очень многие студенты несут с собой неуверенность и страх перед учебой, который взрастили в школе. Они не готовы учиться самостоятельно, они хотят, чтобы их учили. Это один из факторов, который сильно влияет на направленность и формат обучающих курсов.
Вера Вишникина говорит по этому поводу:
«Многие ученики, которым сейчас за 30, привыкли к тому, что их ведут за руку в процессе обучения, ограждая от ошибок. Они боятся сделать что-то неправильно. Включается подсознание со школьным «вот бы двойку не получить». Но работа с ошибками — это крайне важная часть обучения. Практический опыт во многом нарабатывается, когда человек их исправляет. Поэтому преподавателям нужно время от времени направлять студента и подталкивать вектор восприятия в нужную сторону, давая ему возможность делать что-то неправильно и исправлять это.
Если смотреть с точки зрения эффективности, взрослому человеку важно стать полноправным участником учебного процесса. Поэтому общение с преподавателями и менторами ведется на равных. В ходе дискуссий, вопросов, обсуждений и уточнений информация запоминается куда лучше, чем при пассивном слушании лекций».
Но, естественно, даже идеально собранный курс не поможет, если у человека нет стимула изучать что-то новое. Желание и мотивация — это основа, а все остальное рождается уже в процессе обучения. Поэтому первый шаг должен сделать сам студент.
Еще 50 лет назад реально было получить специальность и работать по ней всю жизнь, дополнительно не обучаясь. Сегодня, к сожалению, так не получится. В среднем от 30 до 50% технологий и методик практически в каждой существующей профессии становятся неактуальными уже через 5 лет или даже быстрее.
Сейчас мы живем в чрезвычайно быстром мире, в котором все больше людей полагают, что учиться нужно всю жизнь. Согласно опросу, 61% россиян старше 18 лет считают, что хорошему специалисту необходимо повышать уровень своих знаний постоянно. И это подтверждают другие исследования: 3 из 4 взрослых за последний год занимались самообразованием или проходили обучающие курсы.
Мы можем с уверенностью утверждать: человек в 44 может учиться так же эффективно, как и в 4. Вот только механизмы и принципы такого обучения кардинально отличаются от тех, которые нужны детям. Впрочем, эффективность обучения в равной степени зависит от преподавателей и самого человека. Научить нельзя — можно научиться.
Комментарии
Комментировать