Модель «учитель — лектор», «ученик — слушатель» стремительно уходит в прошлое как несостоятельная в условиях доступности любой информации буквально по клику. Современное обучение — динамичный процесс с активной ролью всех участников. Это не про узнавание нового, а про групповые обсуждения и обмен опытом. Рассказываем, что такое формат peer-to-peer.
Надя Макова
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS
Что такое peer-to-peer
Peer-to-peer (используется также как P2P, networked learning, peer-2-peer) — это термин, обозначающий взаимное (сетевое) обучение. Оно позволяет формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом.
Формат взаимного обучения предполагает, что один или несколько студентов взаимно обучают остальных участников группы. Они поддерживают друг друга на протяжении всего процесса и находятся на одном иерархическом уровне. Это помогает создать доверительную атмосферу в группе и способствует развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков.
Ключевые правила формата:
Опыт каждого имеет значение
Принцип равенства
Уважение, ответственность и доверие — основы взаимоотношений в команде
Преимущества принципа «от равного к равному»:
Увлекательный процесс обучения через активную роль
Многим обучение представляется односторонним процессом, где преподаватель как истина в последней инстанции дает знания, а заведомо менее знающий ученик их пассивно принимает. Формат peer-to-peer делает процесс обучения двусторонним, интересным, динамичным. Согласно Международной энциклопедии образования, сотрудничество улучшает социально-эмоциональное развитие учащихся. Формат peer-to-peer предполагает больше свободы, доверия и убирает устаревшие барьеры, существующие между учеником и учителем.
Индивидуальное обучение
Коллеги-инструкторы проверяют каждого студента индивидуально, общаются с ним напрямую, решают конкретные проблемы. Это помогает учащимся быстрее продвигаться по предмету и развить более сильное понимание материала, чем в большой группе с одним учителем.
Уверенность в себе
Взаимное обучение позволяет создать безопасную среду, где каждый имеет право на ошибку и не будет за нее осужден. Более того, студент понимает, что он учится с такими же студентами, которые знают далеко не все, но они готовы помочь и найти решение проблемы вместе.
Курс-инструкция для внутренних экспертов — «Как создавать обучающие программы, занятия и лонгриды». Практические инструменты передачи опыта и знаний, которые помогут сократить бюджет на внешнее обучение и прокачать внутреннюю экспертизу. Узнать больше о курсе можно здесь.
Почему подход Р2Р эффективнее традиционного
Во многом это связано с тем, что P2P-формат ломает иерархичность, характерную для традиционного образовательного процесса. Сейчас, когда на первый план выходят критическое мышление, креативность и гибкость, просто подача информации «сверху вниз» выглядит морально устаревшей и не дает возможности охватить весь доступный объем информации. В такой системе воспитываются только послушные исполнители.
Второй минус таких вертикальных отношений между учителем и учеником — демотивирующий разрыв, который складывается из-за того, что один является «носителем знаний», а другой пытается до них дотянуться. Усугубляется все страхом «задать глупый вопрос», возразить или высказать иную точку зрения, которая может быть задавлена авторитетом учителя.
Также иерархия и абсолютный приоритет знаний преподавателя обесценивают знания и опыт, которыми обладают ученики. P2P дает возможность каждому поделиться своими знаниями и навыками и принять их от другого.
Пример использования P2P в обучении команд
В Google 80% процесса обучения происходит через внутреннюю сеть g2g — Googler-to-Googler. В этой программе более 6000 сотрудников Google обучают друг друга. Такой подход позволяет не только сохранить накопленные внутри компании знания, но и приумножить их, ведь в процессе дискуссии, обмена возникают все новые инсайты. Внутренние эксперты могут проводить курсы, стать наставниками и разрабатывать учебные материалы.
Такой способ позволяет:
Оптимизировать затраты на привлечение сторонних экспертов.
Признать экспертизу имеющихся сотрудников и тем самым повысить их вовлеченность в рабочие процессы.
Систематизировать накопленные знания и опыт, получить обратную связь от коллег и, как следствие, усилить экспертизу.
Пример использования P2P в обучении взрослых
В современной некоммерческой частной школе программирования Ecole 42 во Франции тысячи студентов учатся программированию в формате peer-to-peer. Им даются задания, которые они выполняют как самостоятельно, так и в группах. Причем в них все одного уровня — нет преподавателя или наставника. В ходе обучения студенты также оценивают работы своих однокурсников.
Все проекты, которые делают студенты, реальны: с такими задачами можно столкнуться в реальной жизни на должности инженера-программиста, разработчика веб-сайта. У студентов есть возможность кооперироваться, обсуждать, искать информацию в интернете, проводить мини-тренинги для тех, кто умеет и знает чуть меньше. За каждое решение задачи им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.
В чем преимущества такого формата? Такой метод обучения предотвращает возникновение главных проблем, свойственных традиционной системе образования, где студенты являются пассивными получателями знаний. Учащиеся, помимо развития hard skills, учатся работать в команде, питчить идеи, проводить брейнштормы. Все это важно как в IT, так и в других профессиональных областях.
Курс-инструкция для внутренних экспертов — «Как создавать обучающие программы, занятия и лонгриды». Практические инструменты передачи опыта и знаний, которые помогут сократить бюджет на внешнее обучение и прокачать внутреннюю экспертизу. Узнать больше о курсе можно здесь.
Иллюстрация: Djemphoto / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать