Уже в пандемию технологические гиганты по всему миру запускали собственные медиа и стриминговые платформы, вкладываясь в «креативную экономику», которая, как утверждают футурологи, будет формировать образ будущего. Все ждали, что у руля наконец встанут художники, писатели, креаторы. Но сегодня, с появлением нейросетей, таких как ChatGPT, Midjourney, Lensa и других, будущее творческих профессий снова стало неопределенным. Мы поговорили с Мариной Абрамовой, директором фест-форума «Российская креативная неделя», и узнали, как современным творцам строить свою карьеру.

Марина Абрамова

Директор фест-форума «Российская креативная неделя»

— Как изменились креативные индустрии в последние годы? Какие основные векторы и направления развития можно выделить сегодня, особенно с точки зрения спроса?

— Для начала стоит разобраться, что такое креативные индустрии. Креативные индустрии — это ядро креативной экономики, которую, в свою очередь, называют экономикой будущего. В основе этой концепции лежит идея, что основной капитал человечества — это интеллектуальная собственность участников. Причем интеллектуальная собственность может принадлежать разным областям: научной, научно-технической, культурной, творческой. И креативные индустрии — это области, в которых рождается знание, становящееся основным ресурсом креативной экономики. Сейчас к приоритетным креативным индустриям мы относим 16 направлений. В их числе индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия, индустрии основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.), медиа- и цифровой контент, VR, компьютерные игры, блогерство, печатная индустрия, СМИ, реклама, архитектура, дизайн, мода и гастрономия.

Креативные индустрии, как и все в нашей жизни, начиная с 2020 года претерпевали масштабные изменения. Одним из самых мощных факторов стала цифровизация.

В чем заключается влияние цифровизации на креативные индустрии, ведь дизайн, работа с видео, звуком или создание видеоигр существуют благодаря этому процессу? Дело в том, что цифровизация влияет на креативные индустрии сразу с нескольких сторон. В первую очередь появляются все новые практики для создания произведений: это и программное обеспечение, и приложения, и, конечно же, нейросети, которые становятся все более распространенным инструментом в руках креаторов. Среди творцов сейчас, можно сказать, происходит настоящая гонка: одни учатся работать с теми же нейросетями, другие вступают с ними в конкуренцию, третьи вообще игнорируют их.

Во-вторых, цифровизация дает современным творцам все больше возможностей для демонстрации своих проектов и идей. Те же соцсети сегодня позволяют делиться своим творчеством не только художникам или фотографам, но и видеографам, журналистам, дизайнерам, разработчикам. Кто-то делится своими проектами, а кто-то опытом, все можно превратить в контент. Можно записывать свою музыку и выкладывать ее на стриминговые платформы, можно написать инди-игру и выложить ее в сеть. И этим активно пользуются, так что мы замечаем и третье последствие цифровизации — огромное количество контента и творческих проектов.

Его стало настолько много, что сейчас уже далеко не все алгоритмы соцсетей справляются с выдачей хорошего качественного контента. На просторах интернета происходит настоящая гонка за внимание аудитории и последующую возможность монетизации своего контента. Последний тренд можно считать относительно новым. Сейчас появляется много опций монетизации творчества для креаторов. Это и сервисы с различными системами подписок, некоторые соцсети, например VK и Telegram, позволяют выкладывать платный контент.

Цифровизация и рост возможностей искусственного интеллекта приводит к уменьшению человеческого участия в создании произведений искусства. Сегодня мы все еще балансируем в поисках ответов на вопросы: «За кем останется искусство будущего? Кто станет автором картины, созданной нейросетью? И можно ли считать нейросеть самостоятельным творцом?» И поиск может занять годы, потому что наш путь в области технологий такого грандиозного масштаба еще только начинается.

Одно можно сказать точно: технологии уже повлияли на искусство, создали новые инструменты для творчества.

Так что сегодня можно говорить о том, что креативные индустрии переживают абсолютно новую главу своей истории. Успех в креативной индустрии зависит во многом от умения самих креаторов ориентироваться в быстро меняющихся условиях.

— Какие навыки нужны современным творцам, чтобы строить карьеру в креативных индустриях?

— Конечно, в первую очередь нужны непосредственно жесткие навыки. Без них никуда. То есть художник должен уметь рисовать, композитор — сочинять музыку, дизайнер — владеть необходимым набором навыков и насмотренностью. Но в сегодняшних реалиях эти навыки позволяют только создавать, а современным творцам нужно также уметь преподносить свое творчество, рассказывать о нем, объяснять его ценность. И тут на первый план выходят новые обязательные навыки и компетенции.

В первую очередь это цифровые навыки. Раз уж мы говорим в целом о цифровизации экономики, появлении нейросетей, алгоритмов и нового ПО — современным творцам нужно уметь со всем этим работать. Осваивать новые площадки и платформы, на которых они могут делиться своим творчеством, изучать новые инструменты, способы показать и рассказать о своих произведениях. Тут важно все: от практических знаний, например, умения пользоваться ChatGPT до цифрового этикета.

Еще одна важная компетенция — это проектный менеджмент. Если вы хотите, чтобы ваше искусство жило на просторах интернета, достигло аудитории и поражало ее в самое сердце, то нужно научиться работать с творчеством как с проектом. Иначе произведения будут уходить «в стол». Это обширная компетенция, она охватывает большое число навыков: и маркетинг, и стратегическое мышление, и community management, когда креатор объединяет свою аудиторию, превращает ее из зрителей в сообщество, строит с ней коммуникацию.

— Где теперь учиться людям, которые хотят строить карьеру в креативных индустриях? Раньше можно было пойти в университет, мастерскую, но сегодня возможностей и форматов гораздо больше: как сделать правильный выбор и не потеряться?

— Классическое профильное образование по творческим специальностям сегодня уже не является безусловной необходимостью, это еще один бонус цифровизации. Сегодня начать творить и делиться своим творчеством может любой человек. И все же сбрасывать классическое образование со счетов не стоит. Важно уметь ориентироваться в образовательных возможностях и проектах. Вы можете окончить творческий вуз, обзавестись контактами таких же амбициозных и талантливых креаторов, однако без современных навыков есть риск остаться в тени. Поэтому сегодня, если вы хотите работать в креативных индустриях, нужно расширять свое поле компетенций с помощью дополнительного образования.

Возможностей для этого действительно много: есть и специализированные курсы, и ДПО. И в сегодняшних условиях креаторам, как и многим другим, важно приобретать практические знания и тут же оттачивать их, нужно участвовать в нетворкинге и постоянно работать над своим портфолио. Сегодня реализуются несколько проектов, которые позволяют обучаться и развиваться в подобных форматах. Например, Art Team — многопрофильный конкурс среди представителей креативных индустрий, он проводится уже в третий раз. В рамках конкурса участники изо всех регионов России представляют свои проекты, идеи и концепции, проходят онлайн-обучения и дорабатывают свои проекты вместе с профильными экспертами на очных тренингах. На выходе участник получает готовый бизнес-проект, который презентуется потенциальным инвесторам и представителям власти, предлагается к реализации. Подобные проекты запускаются каждый год при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, они бесплатные, и это отличный шанс показать себя и свои идеи.

Еще один новый проект, который будет проводиться в этом году — «Креативный образовательный десант». В рамках этого проекта по всей стране будут проводиться образовательные интенсивы по 3 направлениям: IT, дизайн и право. Участники научатся упаковывать свои креативные проекты в востребованный на рынке продукт, презентовать его и защищать свое авторство.

— Какие возможности сегодня предоставляются креаторам помимо обучения?

Конечно, нельзя не упомянуть о площадках для нетворкинга, где креаторы могут находить партнеров, инвесторов, строить диалог со своей аудиторией и коллегами. В роли такой площадки сейчас выступает фест-форум «Российская креативная неделя». Это мероприятие федерального уровня, креативная неделя включает в себя и профессиональный конкурс, и экспо, и дискуссии, и активный обмен знаний среди экспертов креативных индустрий.

В этом году в рамках «Российской креативной недели» пройдут 9 мероприятий. Крупнейшие offline-площадки будут на Дальнем Востоке в мае, в Татарстане в июне, и в Москве в июле. Программная дирекция сейчас плотно работает над архитектурой всех мероприятий. Подать заявку на участие в первой креативной неделе во Владивостоке можно уже в марте.

— Как вовлечены вузы и студенты в «Российскую креативную неделю» и образовательные проекты, которые вы упомянули?

— «Российская креативная неделя» плотно сотрудничает с Министерством образования. Наша задача — заполнить разрыв, который существует между образованием — и реальным рынком. Построить мостик от вузов к индустриям. Мы ориентированы на вовлечение студентов в реальные процессы, происходящие в креативных индустриях. Это важно как для самих студентов — они получают практический опыт и участвуют в реализующихся проектах, — так и для бизнеса и индустрий в целом. Благодаря этой практике креативные индустрии получают молодых специалистов, которые уже полностью готовы к свободному плаванию в условиях рынка и конкуренции в выбранной ими сфере. Для вовлечения студентов мы проводим встречи с министерством и представителями бизнеса, чтобы доносить запросы индустрий до учебных заведений.

Мы видим огромный спрос со стороны студентов на дополнительные знания и возможность реализовать свои идеи. Почти 30% регистраций на наши образовательные программы по упаковке своих идей и проектов идут от студентов.

— «Российская креативная неделя» масштабируется в этом году: если я не ошибаюсь, то готовится 3 масштабных фест-форума и еще порядка 7 мероприятий в разных регионах. С чем связана такая серьезная активность?

— Креативные индустрии с каждым годом увеличивают свой вклад в экономику регионов. Если раньше основными двигателями креативных индустрий были столицы, Москва и Санкт-Петербург, то сегодня этот фокус смещается, мы видим, что регионы дают стране новых креативных предпринимателей, стартапы, проекты, которые могут быть интересны крупным игрокам и мейджорам. В каждом регионе свои приоритетные направления, и их нужно развивать с учетом специфики каждой территории.

«Российская креативная неделя» — уникальное место встречи крупного бизнеса, представителей экосистем, начинающих креативных предпринимателей, новых героев, которые презентуют свои проекты, заявляют о своих стартапах в креативных сферах и чиновников, которые готовы слышать запросы бизнеса. Это мероприятие существует, чтобы участники могли вместе создавать изменения, которые будут помогать двигать креативную экономику и в конечном счете менять жизнь людей в регионах, городах в лучшую сторону.

Первый масштабный фест-форум в этом году будет проходить 25–27 мая во Владивостоке. «Российская креативная неделя — Дальний Восток» на три дня соберет вместе и лидеров креативных индустрий Приморья, и молодых специалистов, и представителей 11 регионов, которые заинтересованы в развитии своих субъектов. Все участники смогут поделиться своими проектами и даже внедрить успешные практики, найти инвесторов и новые ниши для своего творческого продукта.