Обучение можно назвать качественным, если полученные знания позволяют решать конкретные практические задачи. Поэтому сегодня особенно актуальна четырехкомпонентная модель обучения (4C/ID — four-component instructional design). Основная идея в том, что обучение может строиться на основе задач, с которыми человек встречается в своей профессиональной деятельности.
Авторы модели — Йерун ван Мариенбор и Пол Киршнер. Их книгу «10 шагов комплексного обучения» можно смело назвать базовым руководством, которое помогает методистам проектировать качественные образовательные программы. Официальный перевод книги на русский язык выходит в этом году на образовательной платформе Skillboх. Эксперты платформы рассказывают, в чем суть модели 4C/ID и каковы ее преимущества.
Как появилась комплексная система обучения
На Западе о комплексной модели обучения начали говорить в 1990-х годах. В 1992-м Йерун ван Мариенбор, профессор кафедры обучения и педагогики Маастрихтского университета, вместе с соавторами опубликовал статью «Обучение эффективным экспертным знаниям. Четырехкомпонентная модель педагогического дизайна для комплексных когнитивных навыков». В 1997 году ван Мариенбор выпустил книгу «Обучение сложным когнитивным навыкам».
Благодаря трудам ван Мариенбора академическое сообщество получило совершенно новую и основанную на современных исследованиях систему педагогического дизайна. Она описывала обучение сложным навыкам и профессиональным компетенциям. Профессор считал, что образовательные программы должны строиться на базе четырех взаимосвязанных компонентов:
учебных задач;
вспомогательной информации;
оперативной (процедурной) информации;
частичной практики.
Книга и статьи получили колоссальный успех и были отмечены множеством наград, но
Линейная и нелинейная модели обучения
Главная задача комплексного обучения — сделать так, чтобы преподавание и обучение строились не только от базовой теоретической программы, но и от реальных практических задач. Именно дела, которые мы ежедневно выполняем в ходе работы, помогают нам закрепить знания и внедрить их в практику, скоординировать навыки.
Образование, основанное на умении решать кейсы, — актуальная социальная и экономическая потребность. В период бурного развития технологий и перекладывания все большего количества задач на машины бизнес требует от сотрудников умения регулярно обновлять знания и навыки, а также осваивать новые и применять творческий подход в работе. Важно качественно выполнять обязанности, которые становятся все более сложными.
Почему тогда образование не всегда успевает за потребностями бизнеса? Одна из возможных причин заключается в том, что оно строится по линейной модели, в которой теоретические и практические цели отделены друг от друга. При таком подходе сложные навыки разбиваются на простые, и обучающийся не может отработать сложный навык целиком. Но в реальной трудовой деятельности так не получится — она требует от сотрудников координации профессиональных компетенций.
Тем не менее разработчики учебных планов продолжают пользоваться линейными моделями с минимальным набором практических кейсов. Проблема в том, что такие модели ограничивают как мотивацию учащихся, так и результативность обучения.
В чем суть модели 4C/ID
Ван Мариенбор и Киршнер старались построить модель, которая бы обеспечивала актуальный для наших дней уровень специального и профессионального образования. Но в ходе применения выяснилось, что она подходит для программ повышения квалификации, среднего общего и даже начального образования. Это работает как в рамках традиционных школьных предметов, так и для специальных навыков.
Согласно 4C/ID, планы образовательных программ комплексного обучения могут быть описаны 4 основными компонентами:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/405/image/base_d13ed5a692.jpg)
Учебные задачи. Они основаны на реальных ситуациях и максимально приближены к ним. Например, тестировщики, которые обучаются на курсах, ищут ошибки в продукте, созданном кем-то другим. Цель выполнения задач — интеграция знаний, навыков и установок. Задания вариативны, распределены от простых к сложным. Чем сложнее задание, тем меньше помощи и указаний получает студент
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/407/image/base_701094caf1.jpg)
Вспомогательная информация — это теоретический материал: лекции, учебники, статьи, исследования. Она полезна для выполнения тех аспектов учебных задач, которые связаны с решением проблем, обоснованием и принятием решений. В материалах объясняется, как все устроено в определенной области и как в ней решаются (или должны решаться) проблемы. Вспомогательная информация разрабатывается для каждого класса заданий и всегда доступна учащимся. Она связывает то, что им уже известно, с тем, что необходимо знать для успешного выполнения учебных заданий.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/406/image/base_a5ffa58316.jpg)
Процедурная информация помогает разобраться в рутинных аспектах учебных задач. К ней относятся чек-листы, памятки, конкретные примеры. Фактически это инструкции, но их можно отнести и к корректирующей обратной связи. Процедурную информацию нужно предлагать вовремя — когда учащиеся в ней нуждаются. По мере приобретения опыта необходимость в ней исчезает.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/408/image/base_57b58d2bfa.jpg)
Частичная практика позволяет закрепить отдельные навыки и довести их до автоматизма. Как правило, это касается отдельных рутинных аспектов задач. Частичная практика требует огромного количества повторов, но она начинается только после того, как рутинный процесс введен в контекст целостной значимой учебной задачи.
Эти компоненты, в свою очередь, разбиваются на 10 шагов:
А. Учебные задачи
1. Разработка учебных задач.
2. Определение критериев оценки эффективности.
3. Создание последовательности заданий.
Б. Вспомогательная информация
4. Разработка вспомогательной информации.
5. Анализ когнитивных стратегий.
6. Анализ ментальных моделей.
В. Процедурная информация
7. Проектирование своевременной информации.
8. Анализ когнитивных правил.
9. Анализ предварительных знаний.
Г. Частичная практика
10. Разработка задач для частичной практики.
При качественном комплексном обучении одновременно происходят несколько процессов: приобретение новых знаний, их оформление в правила и закрепление. Это дает практический результат и повышает не только профессиональные компетенции ученика, но и аналитические и социальные. Благодаря такому подходу люди, которые часто сталкиваются с незнакомыми ситуациями, получают множество навыков для решения проблем и выполнения заданий.
Линейная структура обучения, предполагающая, что ученики осваивают программу строго последовательно, в установленном объеме и в определенные сроки, здесь недопустима. На разных этапах вы неизбежно будете возвращаться, пересматривать и совершенствовать решения. Чем больше результатов вы получите, чем больше новых решений примете, тем чаще будете пересматривать предыдущие шаги.
Комментарии
Комментировать