Геймификация, мобильные форматы, короткие видео, эдьютейнмент — все это считается трендами онлайн-обучения. Проектировщики программ следуют им, тратят немало временных и финансовых ресурсов, но при этом не всегда получают желаемый результат. Почему? Дело в том, что далеко не все тренды действительно нужны учащимся. В новом исследовании предпочтений слушателей электронных курсов опросили сотрудников, которые проходят электронные курсы, и выяснили, как на самом деле люди воспринимают обучение сегодня. Мы поговорили с одним из создателей исследования Еленой Тихомировой о его результатах.
Как, зачем и для кого проводилось исследование
В исследовании предпочтений слушателей электронных курсов собрана та информация, которой часто не хватает методистам, — информация от слушателей, обратная связь от тех, кто проходит учебные программы. Благодаря наглядным данным проектировщики образовательных программ могут увидеть, какие тренды эффективны, а от каких идей лучше отказаться.
Часто те, кто принимает решение в образовательных программах, предпочитают высокотехнологичные форматы, интерактивные курсы, сложные сюжеты, VR. И это касается не только форматов. Кажется, что эти нововведения привлекут внимание учащихся. Так, развитие системы обучения идет на основании видения и предпочтений ее инициаторов. Однако мало кто задается вопросом: а чего действительно хочет участник курса? Как он воспринимает обучение? В данном исследовании создатели постарались ответить на него.
Исследование поможет методистам, разработчикам и дизайнерам образовательных программ принимать верные решения, качественно проектировать обучение, понимать предпочтения слушателей, делать обоснованный выбор.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/037/image/base_8807f3ce8f.jpg)
Елена Тихомирова
Эксперт в области e-learning, дипломированный специалист по проектированию обучения, генеральный директор eLearning center, один из создателей исследования
Исследование мы проводили среди сотрудников крупных российских и международных компаний, работающих на территории РФ. Отличительная черта исследования — в том, что в опросе принимали участие именно сотрудники, а не специалисты отделов обучения. Это помогло нам получить наиболее правдивую картину. Дело в том, что часто подобные исследования проводятся среди людей, ответственных за обучение, соответственно, у них есть определенная профдеформация и свои взгляды на этот процесс. Поэтому мы сфокусировались на линейном, полевом персонале, специалистах, рабочих. Они отвечали на вопросы анкеты, которую мы потом анализировали.
Мы проводили это исследование для того, чтобы не работать в темноте. Когда мы работаем с учениками в школе или со студентами в институте, мы так или иначе их видим, у нас есть аудитория. В этом случае легко адаптировать программу под этих людей, понять их потребности, понаблюдать за реакциями.
В корпоративном обучении часто решение о том, как будет проводиться обучение, в каком формате, насколько оно будет длинным, принимается не теми людьми, которые учатся, а теми, кто это обучение проектирует
Например, у нас есть отдел обучения, где говорят: «Нам надо сделать курс для торговых представителей по мерчендайзингу. Давайте мы его сделаем мобильным, пусть он будет микро, и лучше всего — в формате видео». В реальной жизни, на практике, у людей, которые проходят обучение, может быть другое мнение и видение этой программы. И они могут сказать: «Нам неудобно. Мы хотим по-другому». В крупных компаниях мнение рядовых сотрудников не всегда явно слышно и оно может быть не учтено при проектировании обучения. Соответственно, возникают ситуации, когда те, кто создает программы, условия для обучения, не до конца понимают, чего на самом деле хотят люди. Наша задача была добиться прозрачности и дать голос тем людям, которые реально проходят обучение.
Мы пришли к нескольким выводам. Но важно сделать пометку, что это только предположения. Ведь мы говорим только о данных. Их можно читать и трактовать по-разному.
Итак, первое предположение заключается в том, что далеко не все принимают формат мобильного обучения. Притом что организаторы программ постоянно говорят об этом тренде.
В реальной жизни подавляющее большинство опрошенных не хотят проходить обучение с мобильного устройства
В большинстве случаев люди обращаются к мобильному формату тогда, когда нет другой возможности. То есть они предпочитают использовать другие гаджеты для обучения. На вебинаре по итогам исследования, где было более 500 участников, я задала вопрос: «Есть ли разница между тем, когда вы проходите курсы с мобильного и когда — с других устройств?» Большинство людей сказали: «С мобильного я прохожу то, что не сильно важно. Помогает скоротать время в пробке». Когда же речь идет об обучении, где нужно записывать, думать, фиксировать, многие предпочитают ноутбук. Суть мобильного обучения очевидно меняет отношение к этому процессу. Я могу с телефона все проходить, но одно дело, когда я поставила его на стол, взяла блокнотик и все внимательно слушаю и фиксирую, а другое — слушать лекции «между делом».
Второй вывод связан с продолжительностью обучения. Большинство людей предпочитают пройти курс целиком за один раз, а не изучать траекторию, состоящую из небольших кусочков. То есть они не хотят тратить 10–15 минут в день, а хотят вдумчиво поучиться час раз в два дня, например.
Оптимальной длительностью модуля сотрудники считают порядка 45 минут
Это может быть связано со следующими факторами. У сотрудников не легализовано время на обучение внутри компании. Они стремятся все закрыть и не заниматься этим на регулярной основе. Кроме того, интуитивно большинство людей понимают, что для эффективного обучения требуется погружение и настрой, этот процесс не длится 10 минут. И темы образовательных программ в компаниях требуют осознанного восприятия.
Третье предположение связано с тем, что сотрудники сильно переучены. Переучены в том смысле, что на одного человека в единицу времени, в неделю, в две, в месяц приходится большое количество курсов. Есть сотрудники, которые должны пройти 20–30 курсов. При такой нагрузке люди не могут учиться эффективно. Как бы мы ни хотели, при такой нагрузке эффективное обучение — мимо.
Последний вывод — люди в составе учебных материалов хотят видеть содержательный, а не развлекательный контент. В первую очередь им интересны кейсы, практикумы, практические задания и разборы выполненных практических заданий. Они хотят приземления материалов к своей ежедневной деятельности. Мало кому нужны герои, анимация и так далее. Это говорит о том, что компаниям в очередной раз надо задуматься, на что они тратят деньги при разработке курсов.
Иллюстрация: Filata nata / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать