Вузы играют важнейшую роль в формировании человека, служат фундаментом для его дальнейшего образования и саморазвития. Сегодняшние первокурсники через 1000 дней станут сотрудниками крупных компаний. Какие изменения принесут к этому моменту технологии в нашу жизнь и что должны делать университеты, чтобы уже сейчас готовить «людей будущего»? Это обсудили эксперты на VIII конференции «Больше чем обучение». Делимся ключевыми тезисами сессии.

Участники дискуссии:

Дмитрий Коваленко

Руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом СберУниверситета, модератор дискуссии

Павел Дроговоз

Проректор по науке и цифровому развитию Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

Игорь Реморенко

Ректор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, почетный работник общего образования РФ

Евгений Кузнецов

Генеральный директор управляющей компании фонда Digital Evolution Ventures, эксперт по инновациям, футуролог

Ольга Цуканова

Управляющий директор, руководитель Дирекции академических партнерств Сбера

Какими были университеты в прошлом и в чем их слабые места

Евгений Кузнецов: «Исторически функция университетов состояла в воспитании элиты, это был некий социальный лифт, который появился в Древней Греции. В прошлую технологическую революцию стало понятно, что одной из ключевых функций университетов является не только производство базовых знаний для того, чтобы стать элитой, но и формирование знаний как таковых. Сама идея университета Гумбольдта состояла в том, что знания — это и есть то, что возвышает людей, делает их способными влиять на мир. Но уже тогда стало понятно, что в центре этого процесса лежит предпринимательство, то есть способность создавать бизнесы, компании, изменения в мире.

И здесь уже появился феномен американского университета, который совместил воспитание элит, предпринимателей и получение знаний. Одна из ключевых проблем российской и советской университетской школы, что у нас предприниматель всегда воспринимался как некое побочное, если не враждебное, следствие обучения. Другое дело — наука, культура и так далее.

Вторым следствием развития университетов является то, что они стали слишком комплексными. В свое время я с коллегами работал над большим проектом по изучению глобальных университетов. Мы обнаружили, что современный университет — это композиция шести фундаментальных школ: научная, инженерная, гуманитарная, медицинская школа, бизнес-школа, юридическая школа. Но этого недостаточно, чтобы в результате обучения получился хороший специалист. Например, если с первого курса у будущих инженеров не возникает представления о современной картине мира, об устройстве бизнеса и права, то в будущем у них не получится сделать современный стартап или технологию. Выходит, что квинтэссенция современной деятельности, та самая способность создавать технологические стартапы и бизнесы, просто не возникает в разрыве разного рода школ».

Что делает Бауманский университет, чтобы их студенты стали «людьми будущего»

Бауманский университет — первый, кто сумел защитить на уровне премьер-министра свою новую образовательную стратегию. В качестве миссии вуз заявил, что инженеры создают будущее, а он создает инженеров.

Павел Дроговоз: «Для нас будущее уже наступило, потому что именно сегодня мы учим тех, кто войдет в индустрию в тридцатом году.

Мы определили для себя 4 составляющие качественного обучения:

  1. Фундаментальные знания, которые не потеряют свою актуальность;

  2. Общеинженерные дисциплины, которые основаны на современных технологиях;

  3. Освоение профессиональных дисциплин с погружением в рабочий процесс;

  4. Постепенное формирование мягких навыков в процессе обучения».

Требуются ли радикальные изменения в системе российского образования

Бауманский университет считает, что мы готовы к будущему. Образовательная модель корректируется, но остается длинной, фундаментальной. Однако жизнь меняется экспоненциально и, возможно, это требует кардинальных изменений.

Павел Дроговоз: «Безусловно, радикальные меры требуются. Вопрос в том, в каком объеме и масштабе. Потому что революционизировать мир — это одно, а обеспечить его устойчивость и преемственность — несколько иное».

Евгений Кузнецов: «Мы недавно обсуждали с ведущими аэрокосмическими инженерами, почему у Илона Маска так бурно идет прогресс в космической сфере. У него в основе инженерного мышления лежат так называемые first principles, то есть научные принципы инженерной деятельности. Грубо говоря, это абсолютная критичность по отношению к любым ранее принятым и традиционным формам. То есть за фразу «как все делают, так и мы будем делать» он просто увольняет. До тех пор, пока решение не будет разобрано на атомы и не доказано, ничего не двигается.

Мне кажется, что этот момент надо учитывать в развитии российского образования. У нас в навыках мышления очень много традиционных, закостенелых убеждений. Необходимо научить людей мыслить и действовать нестандартно, спорить с вышестоящими, исследовать очевидное с целью найти абсолютно новое, уникальное решение. Просто по инерции в будущее уже точно не попасть».

Как изменится роль педагога в будущем

В ходе дискуссии нейросетевой модели Сбера GigaChat задали вопрос о том, как искусственный интеллект повлияет на работу преподавателей. По мнению модели работа преподавателей изменится благодаря искусственному интеллекту — ИИ автоматизирует рутинные задачи, освободит больше времени для работы со студентами, преподаватели смогут использовать нейросети для персонализированного обучения, адаптации контента, анализа успеваемости студентов.

Игорь Реморенко: «Почему нынешний технологический сдвиг столь существенный? Потому что первый технологический прорыв — это появление интернета, когда у нас появился доступ к любым знаниям. С приходом искусственного интеллекта знание ожило, начало проявлять позицию и само генерировать что-то новое.

В первую очередь мы должны это разумно использовать. У нас есть отдельное здание, куда студенты, на какого бы педагога они не учились, приезжают и проводят модельные учебные занятия. За стеклом сидят эксперты и по системе дескрипторов оценивают эти уроки.

Так было изначально, а потом появился Ассистент преподавателя. Он позволяет записать урок и по множеству параметров, начиная от дискурсивных слов, которые учитель произносит в ходе учебного занятия, проанализировать его. Мы подумали, а что если давать студентам практиковаться? У нас есть собственная разработка, машинное зрение, оценивающее вовлеченность и спектр эмоций, которые проявляют студенты по ходу занятия. Надеваются эти самые микрофоны, записываются учитель, слушатели, а камеры их сканируют. Далее есть ряд параметров, которые позволяют отобразить все, что происходит на учебном занятии, на дашборде, дающем рекомендации, как двигаться дальше, какие компетенции развивать и каким образом».

Как меняется функция вуза и педагога

Александр Асмолов в недавнем интервью вице-президенту, директору управления исследований и инноваций «Сбера» Альберту Ефимову озвучил, что искусственный интеллект выравнивает асимметрию в знаниях. Раньше человек с высшим образованием точно знал больше, чем остальные. Сейчас можно через помощников с искусственным интеллектом учиться, проходить онлайн-курсы. Знания стали общедоступными, за исключением очень узких отраслей.

Павел Драговоз: «Преподаватель — это в первую очередь пример. Не зря говорят, что мы стоим на плечах гигантов, поэтому смотрим так далеко в будущее. Эти гиганты — наши учителя.

Что касается трансляции знаний, то здесь современные технологии могут кое-что поменять, но они не способны стать живым примером, на который каждый из нас равняется. Скорее всего, частично, а может быть и полностью, роль преподавателя-проводника знаний постепенно уйдет, в отличие от преподавателя-примера».

Ольга Цуканова: «Мы в Сбере обновили модель компетенций, чтобы сотрудники могли не только эффективно решать задачи сегодня, но и быть готовы к вызовам завтрашнего дня. Эта модель сочетает три ключевых элемента: мягкие, профессиональные и цифровые навыки.

Мягкие навыки — это фундамент, который определяет успех как в профессиональной деятельности, так и в жизни. Умение управлять результатом, сохранять жизнестойкость, работать в команде, брать на себя ответственность и развивать других — это те качества, которые формируют настоящего лидера и профессионала. Мы видим, что именно эти навыки становятся определяющими в быстро меняющемся мире.

Не менее важны профессиональные компетенции: финансовая грамотность, аналитические навыки, управление проектами и ведение переговоров. Эти знания применимы не только в работе, но и в повседневной жизни.

Цифровая трансформация требует от нас глубокого понимания современных технологий. Работа с искусственным интеллектом, данными, кибербезопасностью и платформами становится базой для создания новых продуктов и сервисов. Мы живем в эпоху перемен, и важно не бояться новых технологий, а научиться использовать их осознанно и ответственно.

Наш подход заключается в способности анализировать ситуацию, видеть конечную цель и находить к ней путь. Это и есть настоящий рост — осознанный, устойчивый и созидательный. Именно такой подход мы поддерживаем в Сбере, создавая условия для развития каждого сотрудника».

Игорь Реморенко: «Нынешние поколения, безусловно, будут помнить и знать меньше фактов, чем знали мы. Просто потому, что есть множество вещей, которые уже не нужно запоминать.

Если бы нас увидели неандертальцы, они бы, наверное, сильно переживали, что мы разучились охотиться на оленей. То есть, по их мнению, у нас произошел компетентностный провал. Также мы будем сильно переживать, что некоторое количество фактов наши дети не будут знать. Это неизбежно».