К 2025 году с рынка труда исчезнет 85 млн позиций и появится 97 млн новых. Теперь постоянное обучение — это не просто опция, а необходимость. Причем придется не только частично менять деятельность, но и осваивать новые профессии, несколько в год. Подробнее об этом рассказывается в аналитическом отчете «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленном СберУниверситетом совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики». Делимся тезисами из него и рассказываем о перспективных профессиях, трендах образования и существующих проблемах обучения сотрудников.

Ход исследования

В аналитическом отчете, подготовленном СберУниверситетом совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики», рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире. Авторы исследования отвечают на три основных вопроса:

  • Почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций?

  • Как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего?

  • Какие модели переподготовки применяют организации?

В отчете использовались данные, полученные в ходе проведенного в сентябре 2021 года собственного количественного исследования в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение персонала:

  • 38% — директора по персоналу;

  • 30% — специалисты отделов обучения и развития;

  • 16% — директора по обучению;

  • 16% — респонденты, которые отвечают за развитие персонала, но их позиции имеют другое название.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Новые профессии и траектории обучения

Авторы исследования дают следующее определение новым профессиям: «Это профессии, появившиеся в результате кардинальной смены технологий в сфере производства товаров и оказания услуг и требующие особых знаний, умений и навыков для выполнения новых видов трудовых операций». Благодаря созданию новых технологий, сфер возникают и новые профессии. Например, когда возникла генная инженерия, вместе с ней появились и позиции врачей-репродуктологов, специалистов-генетиков и других. В отчете авторы выделили следующие области и перспективные профессии:

Дизайн

  • UX-исследователь

  • Дизайнер голосового интерфейса

  • Дизайнер эмоционального опыта

  • Продуктовый дизайнер

  • Дизайнер нейронных интерфейсов

Финансы

  • Аналитик роста выручки

  • Оценщик технологических инициатив

  • Process-mining-аналитик

  • Дизайнер бизнес-моделей

  • Архитектор интегрированной отчетности

  • Финтех-эмбеддер

Agile

  • Scrum-мастер

  • Владелец продукта

  • Agile-коуч

ESG

  • Эксперт по работе с ESG-показателями

  • Эксперт по ESG-коммуникациям

  • Менеджер по ESG-трансформации

  • Эксперт по климатическим вопросам компании

  • Менеджер по развитию ESG-практик в регионах

  • Продуктовый менеджер по ESG

Маркетинг

  • Цифровой маркетолог

  • Нейромаркетолог

  • Консультант по электронному бизнесу

  • Форсайтер

В полной версии отчета также рассказывается о таких сферах, как кибербезопасность, здоровье, менеджмент в сфере досуга, урбанистика, логистика, юриспруденция. Соответственно, новые профессии требуют иного набора уникальных навыков. Но не только они: другим специалистам приходятся постоянно повышать квалификацию.

Работодатели сталкиваются с проблемой пробелов в навыках. Респонденты СберУниверситета выделили следующие проблемные зоны:

  • инновационное мышление (54%)

  • анализ и управление данными (53%)

  • лидерские навыки (46%)

  • продвинутые цифровые навыки и программирование (45,5%)

  • креативное мышление (43,1%)

  • стратегическое мышление (40,8%)

  • управление изменениями (39,3%)

  • предпринимательское мышление (33,6%)

  • системное мышление (32,2%)

  • межличностные коммуникации, коммуникативные навыки (31,8%)

Большинство руководителей ставят в приоритет закрытие навыковых пробелов, однако только треть компаний заявляет о готовности внедрить эффективные решения для этого.

Переподготовка

В отчете отмечают, что сегодня все чаще стали внедряться инициативы по переподготовке. Однако компании сталкиваются с тем, что у них нет опыта в реализации таких практик. Большинство организаций привыкли к классическим стратегиям обучения. Так, согласно опросу СберУниверситета, переподготовка подразумевает участие сотрудников в профессиональных конференциях или семинарах, передачу опыта и экспертизы внутри компании, прохождение курсов от внешних провайдеров или в собственных корпоративных университетах. Однако любые попытки провести их неуспешны, если в компании нет особого климата для развития.

Сегодня заметен тренд на развитие обучающихся организаций. В отчете их определяют как группу людей, которые «увеличивают свои возможности для достижения значимых и важных для себя результатов». Они обладают такими характеристиками, как:

  1. Системное мышление. Обучающаяся организация подходит к процессу обучения системно.

  2. Личное мастерство. Процесс обучения включает в себя не только активности, организованные компанией, но и постоянное самообучение отдельных сотрудников.

  3. Модели мышления. Обучающаяся организация определяет модели мышления каждого сотрудника и на основе этого формирует общепринятые нормы и ценности.

  4. Общие взгляды. Общие взгляды дают энергию для обучения. Поскольку общие взгляды формируются на основе личных взглядов сотрудников на всех уровнях организации, традиционная иерархическая структура не подходит для формирования истинного общего видения. Обучающаяся организация децентрализована, прозрачна, горизонтальна, настроена на коммуникацию и сотрудничество.

  5. Командное обучение. Обучающаяся организация поддерживает командное обучение, стирает границы между отделами и ставит кросс-функциональные задачи.

Выводы исследования

1. На рынок профессий влияет множество трендов, воздействующих на организации, их стратегии, модели ведения бизнеса, образ сотрудников, их навыки и обязанности.

При этом часть трендов имеет циклический характер, например снижение доли нерутинных операций, потребность в специалистах с широким спектром навыков и развитие культуры непрерывного обучения.

2. Цикличные тренды и тренды, возникшие из-за кризисов, приводят к снижению спроса на ряд профессий и возникновению абсолютно новых.

Согласно прогнозам, до 2025 года 85 млн позиций будет ликвидировано и появится 97 млн новых рабочих мест. Наиболее востребованы будут специалисты в области работы с данными и искусственным интеллектом, создания контента и облачных вычислений.

3. Частичное изменение деятельности или полная смена профессии неизбежны.

Новые профессии требуют кардинальной переподготовки работников. При планировании обучения сотрудников следует опираться на прогнозируемые технологические и социальные инновации.

4. Навыковые наборы всех профессий усложнятся.

Количество требуемых навыков будет постоянно увеличиваться и усложняться. Уже сейчас большинство организаций в своих программах переподготовки делают особый акцент на развитии навыков работы в команде, лидерства, стратегического мышления и управления изменениями.

5. Пока что организациям недостаточно опыта организации инициатив в переподготовке.

Сегодня инициативы по переподготовке внедряются все чаще. Однако в большинстве компаний нет опыта реализации подобных практик, и компании часто применяют классические стратегии обучения персонала к новым обязанностям. Однако далеко не все из них по-прежнему эффективны и отвечают вызовам нового времени.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Иллюстрация: Arkhipenko21 / Depositphotos.com