Выбирая обучение, мы часто ориентируемся на список навыков и опыт преподавателей. Но эффективность программы зависит не только от того, чему и кто нас учит. Важно также понять, чего мы вообще хотим и какое обучение поможет этого достичь. Многое зависит и от того, хватает ли поддержки в процессе. Рассказываем, какие специалисты (и товарищи по обучению) помогут разобраться в своих потребностях, выбрать программу и пройти ее до конца.
Тьюторы
Тьютор сопровождает своего подопечного, тьюторанта, на пути развития. Чаще всего тьюторы работают с детьми и подростками. Но у тьюторов могут быть и взрослые подопечные — например, студенты вузов или онлайн-школ.
В отличие от наставника или ментора, тьютор не делится знаниями в конкретной области. Его задача — помочь подопечному осознать свои цели, потребности и возможности в образовании и выстроить подходящую траекторию.
Что делает тьютор:
помогает ориентироваться в учебном процессе;
помогает организовать обучение;
поддерживает мотивацию и интерес к программе;
дает обратную связь по прогрессу в обучении;
помогает разобраться в сложных темах, найти нужный контент.
Предположим, вы решили уйти в IT и записались на курс по разработке. В процессе оказалось, что программа сложная, времени не хватает и вообще вы ожидали совсем другого. Если у провайдера обучения есть тьютор, он может помочь вернуть мотивацию или подсказать другую, более подходящую программу.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
К тьютору стоит обратиться, если вы:
не уверены, какая обучающая программа вам нужна;
теряете мотивацию в процессе обучения;
не успеваете учиться из-за работы и других дел;
не можете разобраться в конкретной теме или не понимаете, как выстроена программа.
Бадди
Как правило, бадди — это тот, с кем вы на равных поддерживаете друг друга в обучении и развитии. Например, коллега, друг, сокурсник. При этом необязательно, чтобы вы проходили одну программу или развивались в одной сфере, хотя понимать контекст все же нужно.
Что делают бадди:
мотивируют друг друга продолжать обучение;
делятся результатами — например, рассказывают, чему научились за неделю;
поддерживают, когда что-то не получается — к примеру, человек устал, ничего не успевает и хочет пожаловаться;
делятся советами и помогают разобраться в сложных темах, задачах, кейсах.
Баддинг используется и в корпоративном обучении. Новому сотруднику могут назначить бадди, который поможет адаптироваться в коллективе и разобраться в рабочих процессах.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Найти бадди стоит, если вам некомфортно учиться в одиночку. Есть люди, которым важно видеть, что не только они не понимают тему или пропускают дедлайны. Бадди может поделиться схожим опытом, подсказать, как преодолеть трудности. А еще — помочь справиться с синдромом самозванца. То, что бадди обращается к вам за поддержкой и хвалит за результаты, дает признание, которого «самозванцам» обычно и не хватает.
Кроме того, учиться с бадди обычно веселее. Здесь нет такой субординации, как в отношениях с наставником или тьютором. А значит, можно жаловаться на преподавателей и программы, делиться любыми эмоциями и снимать стресс через шутки и мемы.
Менторы и наставники
И ментор, и наставник делятся с подопечным своим опытом в определенной профессиональной области. Но между ними есть существенная разница.
Наставник дает готовое решение. Он показывает, что именно нужно сделать, чтобы получить результат. Например, на новой работе наставником может быть руководитель, который объяснит, кого ставить в копию в важных письмах и по каким скриптам общаться с клиентами.
Ментор помогает подопечному, менти, достичь личных, образовательных или карьерных целей. Он не дает готовых ответов и решений, но может подсказать, какие действия и навыки будут вам полезны. К примеру, если вы хотите сменить профессию или стать руководителем, ментор поможет разобраться, с чего начать и по какой траектории развиваться. А еще будет сопровождать вас на этом пути.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Если вы хотите освоить или прокачать конкретные hard skills, лучше обратиться к наставнику: преподавателю, руководителю, опытному коллеге. Если же вы хотите развиваться в новой области, сфокусироваться на soft skills, стать руководителем или более востребованным специалистом, работа с ментором может быть вам полезна.
Коучи
В отличие от менторов, бадди и наставников, коучи должны получить специальное образование. Задача коуча — помочь клиенту разобраться в его ценностях и потребностях, ресурсах, возможностях и на этом основании выбрать стратегии и инструменты для достижения цели.
Коучи работают с конкретными запросами: не «я хочу подтянуть английский», а «я хочу подтвердить уровень C1 через полгода». Но на первые консультации можно идти и без таких четких формулировок — коуч поможет поставить конкретную измеримую цель.
Кроме того, коучу не обязательно быть экспертом в области, которая интересует клиента. Если вы хотите лучше говорить по-английски, коуч не посоветует вам курсы и репетиторов. Он поможет понять, что мешает развиваться в этом направлении и как преодолеть барьер.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Таким образом, к коучу стоит идти, чтобы понять, как достичь образовательной цели. Этот специалист не даст четких инструкций и не будет делиться опытом, но поможет разобраться в себе, составить план действий и реализовать его.
Комментарии
Комментировать