Выбирая обучение, мы часто ориентируемся на список навыков и опыт преподавателей. Но эффективность программы зависит не только от того, чему и кто нас учит. Важно также понять, чего мы вообще хотим и какое обучение поможет этого достичь. Многое зависит и от того, хватает ли поддержки в процессе. Рассказываем, какие специалисты (и товарищи по обучению) помогут разобраться в своих потребностях, выбрать программу и пройти ее до конца.

Тьюторы

Тьютор сопровождает своего подопечного, тьюторанта, на пути развития. Чаще всего тьюторы работают с детьми и подростками. Но у тьюторов могут быть и взрослые подопечные — например, студенты вузов или онлайн-школ.

В отличие от наставника или ментора, тьютор не делится знаниями в конкретной области. Его задача — помочь подопечному осознать свои цели, потребности и возможности в образовании и выстроить подходящую траекторию.

Что делает тьютор:

  • помогает ориентироваться в учебном процессе;

  • помогает организовать обучение;

  • поддерживает мотивацию и интерес к программе;

  • дает обратную связь по прогрессу в обучении;

  • помогает разобраться в сложных темах, найти нужный контент.

Предположим, вы решили уйти в IT и записались на курс по разработке. В процессе оказалось, что программа сложная, времени не хватает и вообще вы ожидали совсем другого. Если у провайдера обучения есть тьютор, он может помочь вернуть мотивацию или подсказать другую, более подходящую программу.

К тьютору стоит обратиться, если вы:

  • не уверены, какая обучающая программа вам нужна;

  • теряете мотивацию в процессе обучения;

  • не успеваете учиться из-за работы и других дел;

  • не можете разобраться в конкретной теме или не понимаете, как выстроена программа.

Бадди

Как правило, бадди — это тот, с кем вы на равных поддерживаете друг друга в обучении и развитии. Например, коллега, друг, сокурсник. При этом необязательно, чтобы вы проходили одну программу или развивались в одной сфере, хотя понимать контекст все же нужно.

Что делают бадди:

  • мотивируют друг друга продолжать обучение;

  • делятся результатами — например, рассказывают, чему научились за неделю;

  • поддерживают, когда что-то не получается — к примеру, человек устал, ничего не успевает и хочет пожаловаться;

  • делятся советами и помогают разобраться в сложных темах, задачах, кейсах.

Баддинг используется и в корпоративном обучении. Новому сотруднику могут назначить бадди, который поможет адаптироваться в коллективе и разобраться в рабочих процессах.

Найти бадди стоит, если вам некомфортно учиться в одиночку. Есть люди, которым важно видеть, что не только они не понимают тему или пропускают дедлайны. Бадди может поделиться схожим опытом, подсказать, как преодолеть трудности. А еще — помочь справиться с синдромом самозванца. То, что бадди обращается к вам за поддержкой и хвалит за результаты, дает признание, которого «самозванцам» обычно и не хватает.

Кроме того, учиться с бадди обычно веселее. Здесь нет такой субординации, как в отношениях с наставником или тьютором. А значит, можно жаловаться на преподавателей и программы, делиться любыми эмоциями и снимать стресс через шутки и мемы.

Менторы и наставники

И ментор, и наставник делятся с подопечным своим опытом в определенной профессиональной области. Но между ними есть существенная разница.

  • Наставник дает готовое решение. Он показывает, что именно нужно сделать, чтобы получить результат. Например, на новой работе наставником может быть руководитель, который объяснит, кого ставить в копию в важных письмах и по каким скриптам общаться с клиентами.

  • Ментор помогает подопечному, менти, достичь личных, образовательных или карьерных целей. Он не дает готовых ответов и решений, но может подсказать, какие действия и навыки будут вам полезны. К примеру, если вы хотите сменить профессию или стать руководителем, ментор поможет разобраться, с чего начать и по какой траектории развиваться. А еще будет сопровождать вас на этом пути.

Если вы хотите освоить или прокачать конкретные hard skills, лучше обратиться к наставнику: преподавателю, руководителю, опытному коллеге. Если же вы хотите развиваться в новой области, сфокусироваться на soft skills, стать руководителем или более востребованным специалистом, работа с ментором может быть вам полезна.

Коучи

В отличие от менторов, бадди и наставников, коучи должны получить специальное образование. Задача коуча — помочь клиенту разобраться в его ценностях и потребностях, ресурсах, возможностях и на этом основании выбрать стратегии и инструменты для достижения цели.

Коучи работают с конкретными запросами: не «я хочу подтянуть английский», а «я хочу подтвердить уровень C1 через полгода». Но на первые консультации можно идти и без таких четких формулировок — коуч поможет поставить конкретную измеримую цель.

Кроме того, коучу не обязательно быть экспертом в области, которая интересует клиента. Если вы хотите лучше говорить по-английски, коуч не посоветует вам курсы и репетиторов. Он поможет понять, что мешает развиваться в этом направлении и как преодолеть барьер.

Таким образом, к коучу стоит идти, чтобы понять, как достичь образовательной цели. Этот специалист не даст четких инструкций и не будет делиться опытом, но поможет разобраться в себе, составить план действий и реализовать его.