Шахматы развивают не только математическое мышление, но и навыки принятия решений, риск-менеджмента, помогают работать над эмоциональным состоянием. Как правило, эта игра рассматривается как способ проведения досуга. Однако национальный консультант по шахматному образованию Джерри Нэш стал рассматривать шахматы как инструмент, который можно внедрить в процесс обучения. Руководитель экспертно-методического центра «Теории и практики» Зиба Джафарова поговорила с Джерри Нэшем о том, что можно развить благодаря игре в шахматы и как она влияет на коммуникацию в группах и процесс воспитания.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/813/image/base_4bfbdda10e.jpg)
Джерри Нэш
Национальный консультант по шахматному образованию, секретарь исследовательской группы FIDE-ECU по шахматам в школах США, спикер на международной конференции EdCrunch
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
— Мы всегда спрашиваем экспертов о том, как они начинали. Расскажите, откуда у вас интерес к шахматам? Как вы начали играть?
— Я вырос в сельской местности на западе Теннесси. Мы проделывали долгий путь, чтобы добраться хотя бы до маленького городка. И я открыл для себя шахматы, только когда мне исполнилось 14 лет. Листая энциклопедии, я увидел изображение шахмат и заинтересовался. Я знал, что у моего друга, который жил не так далеко, были разные игры, в том числе шахматы. Я позаимствовал их и научился играть сам. Вообще, единственным человеком, против которого мне приходилось играть, был я.
У меня никогда не было тренера по шахматам, я даже не всегда находил себе компанию для игры. Я организовал шахматный турнир в старшей школе, просто чтобы было с кем сыграть. Затем, когда я поступил в колледж, появилась возможность сыграть в настоящем шахматном турнире. Мне предстояло еще много узнать об этой игре.
— Как вы поняли, что люди, играющие в шахматы, развивают какие-то навыки, например критическое мышление?
— Я работал в университете в середине 1990-х в штате Луизиана, и большая часть моей работы была связана с оказанием помощи студентам в принятии решений. Очень часто они спрашивали меня, какое решение им принять в
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/812/image/base_87b3c84178.jpg)
Как-то мне позвонили из школьного совета и попросили составить шахматную программу. В районе с населением около ста тысяч человек нас было около пяти взрослых, которые играли в шахматы. И сразу после этого разговора мне позвонили из школы, где учились мои дочери, и предложили стать тренером по шахматам. Я согласился.
Начал с четвертого и пятого классов. Ученики стали приобретать навык, которого явно не хватало моим студентам, а именно умение думать наперед и просчитывать шаги. Многим студентам нужно научиться этому. Тем временем я уже участвовал в программе стажировки учителей и преподавал им. И они потом рассказывали, какие изменения видят в своих учениках. Итак, несколько лет спустя я оставил университетскую работу, чтобы использовать шахматы как образовательный инструмент.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какие именно навыки шахматы позволяют развивать.
— Шахматы научили меня планировать и оценивать разные варианты, прежде чем я приму решение. Одно из правил в шахматах — если вы дотронулись до фигуры, нужно ее переместить. То есть обратного пути уже нет, а до этого хода нужно все продумать.
Кроме того, я научился учитывать влияние выбора. Не только его непосредственные последствия, но и то, что может произойти через несколько шагов, а в жизни речь идет о том, что случится через несколько лет. Вы принимаете решение сейчас, но как оно может улучшить или ограничить ваши возможности в будущем? Игра также научила меня учитывать то, как выбор других может повлиять на мои решения. Если вас беспокоят только свои планы и вы не думаете о намерениях другого человека, вы не сможете приспособиться к жизни.
Так я понял, что в жизни, как и в шахматах, нужно слушать других и не выступать с монологом, а вести диалог
Мы обычно не думаем о шахматах как о способе развития навыков межличностного общения. Приведу пример. Если вы находитесь на руководящей позиции в любой корпоративной структуре, будь то школа или бизнес, вы должны научиться помогать людям работать вместе. Ферзь не движется так, как конь, конь не движется так, как ладья или слон. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Вам решать, как помочь им работать вместе для достижения общей цели. Если вы работаете с людьми, которые не знают, как планировать, руководитель должен стоять над ними. Таким образом, все эти навыки применимы независимо от того, учитесь ли вы во втором классе или работаете в корпоративной среде.
Обучая студентов мыслить наперед, вы помогаете им добиться успеха не только в обучении, но и в жизни. Я учу преподавателей играть в шахматы и использовать приобретенные ими навыки для последующего обучения студентов.
В шахматах есть элемент метапознания. Вы должны научиться думать о том, как вы думаете. Если вы этому не научитесь, будете совершать одни и те же ошибки. Метапознание — это путь к изменению
Пока вы продолжаете делать одно и то же, почему вы ожидаете другого результата? Метапознание помогает распознавать шаблоны, думать о них и понимать, что нужно делать перед принятием решения. Я двигаюсь слишком быстро? Слишком быстро принимаю решения? Отвечаю слишком быстро? Итак, вы знаете, что есть распознавание образов, перспектива, решение проблем и планирование. Это четыре действительно важных элемента, навыки, которые нужны не только в классе, но и в жизни.
В организации, с которой я работаю, мы занимаемся повышением квалификации учителей. У нас есть серия плакатов «Думай как шахматист». Что это значит? Это значит, что вы должны оценить ситуацию, продумывать на несколько шагов вперед, выявлять причинно-следственные связи.
Я делал презентацию для учеников одной школы, после которой меня позвал директор. Он рассказал, что в прошлом году к нему каждую неделю приводили некоторых ребят из-за проблем с дисциплиной. В этом году, с тех пор как мы представили шахматы, они ни разу не оказались на подобных воспитательных встречах. Они узнали, что такое выбор и его последствия. Шахматы помогли изменить их поведение.
Еще один преподаватель рассказал об ученике, который всегда создавал проблемы своим поведением. Но после занятий шахматами он стал одним из лидеров в этой игре. Это существенное изменение в одной личности, которое повлияло на всю школьную культуру. Я всегда говорю учителям, что мы здесь не для того, чтобы создавать гроссмейстеров. Цель — помочь приобрести навыки и изменить поведение.
— Как вы оцениваете образовательные результаты этих детей?
— В США существует множество способов оценки. Один из распространенных — это то, как меняются их мыслительные навыки. Я заметил, что, например, ученики думают о разных финалах истории в книге. Если бы персонаж поступил иначе, как это могло бы повлиять на исход истории? То есть уже ученики младшей школы могут выявлять какие-то
Другой аспект — совместное обучение. Ученики начинают друг с другом взаимодействовать. Эти другие навыки, которые мы часто называем мягкими навыками или социальным, эмоциональным обучением. Кроме того, студенты учатся работать над ошибками и воспринимать критику.
Таким образом, вы создаете культуру критического мышления, и это путь к изменению поведения студентов. И такое поведение также меняет культуру. Я говорил ученикам: «Вы умеете делать то, чего не умеют делать многие учителя в этой школе, вы умеете играть в шахматы. Это означает, что нет ни одной задачи, поставленной перед вами, которую вы не смогли бы решить, потому что вы шахматист. Вы умеете принимать решения».
— Звучит потрясающе. В некоторых моментах даже волшебно.
— Учителя и говорят: да, это потрясающе. Одна учительница рассказывала, что ее ученики любят играть в шахматы и она использует игру как инструмент для разрешения споров. Когда возникает конфликт, учащиеся начинают играть в шахматы.
— Интересно, сколько школ в России это делают. Люди играют в шахматы, но это всегда внеклассная деятельность. У нас есть шахматные клубы, но это отдельное дело.
— В России, на самом деле, есть очень сильные люди, которые занимаются шахматами и образованием. Например, Александр Костьев — кандидат педагогических наук, секретарь комиссии «Шахматы и образование» Европейского шахматного союза. И я думаю, что департамент образования в России сейчас серьезно рассматривает шахматы как возможность расширения. Обсуждения происходят и в других странах Южной Америки, в Европе, в Азии. Люди, которые являются чемпионами по шахматам, относятся к ним как к образовательному инструменту.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/811/image/base_a02bc05166.jpg)
В прошлом году я работал с FIDA, Международной шахматной федерацией. Там есть комиссия по образованию, с которой мне посчастливилось сотрудничать. И вот так я обнаружил, что делается много работы по тому, как обучать шахматам.
Ведется огромная работа. Моя жена — учительница, мы говорим об этом с ней, и в профессиональном сообществе все поднимают вопрос того, что учеников нужно научить критически мыслить. Поэтому мы и нуждаемся в обучении шахматам.
Опыт игры в шахматы изменил и ожидания преподавателей относительно того, на что способны их же ученики. То есть они сами удивляются тому, как, оказывается, могут мыслить даже не самые сильные учащиеся. Этот опыт трансформирует не только учеников, но и учителей. Именно поэтому я начал преподавать: в первую очередь я хотел помочь ученикам измениться.
— Потрясающе. Можете порекомендовать какие-то ресурсы, или книги, или фильмы, которые помогут людям заинтересоваться шахматами?
— Сейчас существует много дополнительных ресурсов. Вы не найдете много книг о том, где рассматривают шахматы как часть образования. В этом плане мы находимся на ранних стадиях. Говоря о фильмах, конечно, не могу не сказать о сериале «Ход королевы» на Netflix. Я думаю, что одна из причин, почему этот сериал так поражает, в том, что это увлекательная, захватывающая история.
Существует множество обучающих программ по игре в шахматы, например Chess Kid и Chessable, ChessMatec, которые геймифицируют процесс обучения. Это просто опыт обучения игре в шахматы, но у вас есть, например, chess.com, Lichess.
— Я думаю, последнее, о чем я хочу спросить, это работаете ли вы с
— Да. На сайте education.org есть раздел об исследованиях, где вы можете глубже погрузиться в развитие шахматной культуры. На сайте FIDA есть сайт комиссии по образованию. Одна из вещей, которую мы надеемся сделать в ближайшие годы, — это расширить эти сайты, включив в них больше ресурсов, а затем перевести некоторые из них с испанского на английский или с английского на испанский, русский и другие языки.
— Спасибо большое за обсуждение!
8 декабря Джерри Нэш примет участие в панельной дискуссии «Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?» на конференции по новым технологиям в образовании EdCrunch Glocal. На мероприятии обсудят, как шахматы влияют на результаты обучения, внимание, память, а также на креативность, критическое мышление и другие компетенции XXI века.
Комментарии
Комментировать