Нередко в команде есть так называемые невидимки, которые совершенно не вовлекаются в процесс, пока другие работают за двоих. Часто такие расслабленные сотрудники встречаются в больших компаниях. Возникает так называемый эффект социальной лени. Рассказываем о том, почему он появляется и что с этим делать.

Суть эффекта Рингельмана, или эффекта социальной лени, заключается в снижении продуктивности отдельных членов команды при увеличении ее численности. Чем больше группа, тем меньшую ответственность ощущают ее участники и, как следствие, перекладывают задачи друг на друга.

Этот эффект стал результатом серии психологических экспериментов, проведенных в 1927 году. Сначала участникам предлагали поднять тяжести определенного веса, после чего определили максимальный вес для каждого из них. Далее людей объединили в группы по два, четыре, восемь человек. Им поставили задачу поднять предмет, вес которого был по силам именно этой группе с учетом особенностей ее участников. Например, предмет весом в 100 кг, которые смогли поднять двое участников, удвоится при объединении их в группу. Однако вдвоем люди могли поднять только 93% от суммы индивидуальных результатов, а для восьми человек этот показатель уменьшился до 49%.

Максимилиан Рингельман предложил формулу, которая помогла определить средний индивидуальный вклад участника группы:

С = 100 — 7*(К-1)

С — средний индивидуальный вклад участников;
К — количество участников группы.

Позднее был проведен еще один эксперимент другим ученым, Аланом Ингамом, в котором участники перетягивали канат. Всем завязали глаза, и одним сказали, что они тянут веревку в одиночку, а другим — что в группе. При этом реальная ситуация была обратной. В итоге те, кто предполагал, что работает в группе, прикладывали на 20% меньше усилий по сравнению с теми, кто участвовал один. Исследователи пришли к аналогичным выводам.

Чем больше людей задействовано в работе, тем ниже их средняя производительность

В большой группе каждый участник предполагает, что его усилия не имеют значения и можно сделать меньше, ведь это будет неощутимо. Конечно, эффект социальной лени не основная причина непродуктивной работы. Все же его стоит учитывать и стремиться ослабить этот эффект.

Как уменьшить воздействие эффекта социальной лени

  1. Обозначить роль каждого участника группы.
    Каждый сотрудник должен понимать, какую роль он выполняет и какое значение это имеет для достижения общей цели.

  2. Регулярно давать положительную обратную связь
    Выделяйте тех, кто отличается даже небольшими хорошими результатами. Так вы подчеркнете, что каждый вклад имеет значение, и дополнительно мотивируете коллегу.

  3. Четко ставить цели
    Речь идет как об общих целях, так и об индивидуальных. Сотрудники должны четко понимать, к чему движутся они и вся команда и какой результат они получат.

  4. Укреплять командный дух
    Сделать это можно с помощью тимбилдингов, регулярной обратной связи, а также благодаря введению принципов прозрачности.

  5. Ставить сложные задачи, которые помогают расти
    Регулярно и постепенно поднимайте планку для сотрудников. Тогда это будет постепенно становиться новой нормой и сотрудники будут достигать сверхрезультатов без резких скачков.

Иллюстрация: hemul75 / Depositphotos.com