Сколько времени вы каждый день проводите в мессенджере? Час, два или даже больше? По данным исследования We Are Social в 2021 году, в среднем россияне проводят в интернете 7 часов 52 минуты в день. Большой процент этого времени приходится на мессенджеры, и столь популярные приложения для общения не могут не влиять на наш образ жизни, коммуникации и в целом на общество и культуру.

Пандемия лишь укореняет эти изменения: сегодня люди вынуждены соблюдать меры осторожности, социальную дистанцию и реже общаются вживую. Чтобы оставаться на связи, нам на помощь приходят технологии.

Разберемся на примерах, как мессенджеры повлияли на нашу жизнь и способы взаимодействия между людьми, и посмотрим, что изменилось благодаря им в общении и культуре.

Взаимодействие между людьми: больше виртуального общения

Общение посредством видеозвонков, особенно не один на один, а в группах, стало одной из самых востребованных функций мессенджеров в 2020 году. И популярность такого формата общения не ослабеет еще долго: согласно исследованию компании Ipsos, 85% людей, которые используют платформы для видеозвонков в настоящее время, считают, что продолжат пользоваться ими даже после окончания локдауна в связи с коронавирусом.

При этом пользователям важно, чтобы мессенджеры не просто позволяли им разговаривать друг с другом, но и воссоздавали привычные форматы общения: совместный просмотр фильмов, походы на концерты, участие в рабочих совещаниях, посещение учебных занятий. Раньше подобные активности не ассоциировались с мессенджерами, но сегодня у людей есть в них большая потребность. Именно поэтому компании начинают задумываться о внедрении функций, которые дадут людям такие возможности.

Например, мессенджер Viber отреагировал на потребности пользователей и увеличил возможное количество участников групповых видеозвонков, для того чтобы людям стало еще удобнее общаться, не выходя из приложения.

Визуал, визуал, визуал!

Простое текстовое общение эволюционировало: на смену ему пришел новый формат, сочетающий и текстовые сообщения, и голосовые и видеочаты, и, конечно, мультимедийный контент — gif, стикеры, эмодзи и AR-маски. Он уже укоренился в нашей жизни — и во многом благодаря мессенджерам.

Теперь зачастую нам гораздо удобнее разговаривать визуальными символами: это быстрее, эмоциональнее и понятнее. Причем в этом направлении мессенджеры пошли еще дальше: нам уже доступны анимированные стикеры или, например, маски и фильтры дополненной реальности, которые появились этой осенью в Viber.

Мессенджеры помогают бизнесу

Вынужденный переход миллионов людей во всем мире в онлайн затронул и бизнес: с началом пандемии стало необходимым присутствовать не просто в онлайн-среде, но и в популярных среди пользователей мессенджерах. Так, по данным Deloitte, 77% представителей малого и среднего бизнеса отметили, что во время пандемии начали или расширили использование цифровых инструментов. У взаимодействия в мессенджерах для бизнеса есть ряд преимуществ по сравнению с коммуникацией по электронной почте или телефону.

Прежде всего, это возможность общения с пользователями на платформе, где они уже проводят большую часть своего времени. Бренды могут воспользоваться бизнес-сообщениями, чтобы наладить двустороннюю коммуникацию с клиентами, отправлять важные уведомления, обмениваться файлами (чеками, подтверждениями брони, билетами, результатами тестов, видео с инструкциями и т. п.), управлять заказами, оказывать клиентскую поддержку, получать обратную связь и многое другое.

Помимо использования бизнес-сообщений, компании могут обратиться к чат-ботам: они обладают широкой функциональностью и могут, например, отвечать на вопросы пользователей, собирать обратную связь, предоставлять доступ к полезным инструментам (например, проверке статуса заказа), а еще могут значительно оптимизировать нагрузку на контактный центр. Кроме того, историю сообщений в чате можно просмотреть, так что, если пользователю вновь потребуется получить доступ к информации или вспомнить, как решить ту или иную проблему, ему достаточно взглянуть на предыдущую переписку с ботом или представителем бренда.

Важно помнить, что большинство российских пользователей предпочитает, чтобы у чат-бота также была возможность переключиться на настоящего консультанта. Запрос на двустороннее общение является ключевым трендом в коммуникации с брендами, и в мессенджерах компании могут действительно общаться со своими клиентами и строить с ними диалог — а это в корне меняет традиционный стиль общения бизнеса и потребителей.

Онлайн-воспитание

Современные дети общаются с ровесниками, учителями и даже некоторыми родственниками в основном в мессенджерах и видеочатах.

Причем, по данным департамента образования австралийского штата Новый Южный Уэльс, приложения для общения также помогают молодым людям узнавать новое и приобретать важные практические навыки. Переписка в интернете помогает детям и подросткам развивать свои социальные навыки как в формальной, так и в неформальной среде, отмечают исследователи. Молодежь учится ценить различные точки зрения, понимать, какое поведение уместно в тех или иных ситуациях, и приобретать навыки взаимопомощи и совместной работы. Например, они могут помогать друг другу с выполнением домашних заданий и создавать вместе творческие проекты.

В условиях вынужденной социальной изоляции возможности мессенджеров для общения особенно важны для подростков, которым для развития необходимо взаимодействовать с ровесниками. Так, согласно исследованию британской компании TalkTalk, четверть родителей (25%) считают, что интернет может помочь их ребенку-школьнику справиться с одиночеством. С этим согласны 51% подростков.

Благодаря мессенджерам в современных условиях можно развивать креативность и творческие навыки подростков. В приложениях для общения они могут создавать авторские гифки, стикерпаки или, например, снимать креативные видео с использованием AR-масок, которые появились в этом году в Viber.

Новые культурные форматы

Без мессенджеров уже невозможно представить нашу ежедневную коммуникацию, они влияют и на культуру: рождают определенные культурные феномены и явления. Именно благодаря онлайн-чатам родился новый жанр литературы чат-фикшн (chat fiction) — это рассказы или целые романы, написанные в формате разговоров в мессенджерах.

В 2015 году вышло первое популярное приложение для чтения историй-чатов Hooked. Оно резко взлетело в списках популярности, в определенный период опередив даже Instagram и Snapchat. Большая часть пользователей приложения — тинейджеры и молодежь от 13 до 24 лет. Несмотря на то что современные подростки стали читать меньше традиционных книг, их интерес к литературе нового формата очень высок.

Закономерно, что чаще всего чат-истории посвящены тем же темам, что и популярные романы для подростков: первая любовь, повседневная жизнь с ее переживаниями и необычными поворотами. Распространены и другие жанры, например ужасы. Кроме того, многие читатели чат-фикшна сами пишут подобные произведения, а популярный портал для публикации любительской прозы и фанфиков Wattpad даже представил отдельное приложение Tap для публикации текстов чат-фикшн.

Разумеется, общее влияние мессенджеров на культуру, бизнес и общество гораздо шире, чем описанные выше тренды. Нам остается внимательно следить за этими преобразованиями и адаптироваться к ним.