Нарушение процесса чтения встречается нередко, оно диагностируется у детей в раннем школьном возрасте и, говорят, остается на всю жизнь. Как рассказывают сами дети, буквы «балуются»: скачут, меняются местами или вовсе смешиваются в одну сплошную кучу. Из-за этого чтение превращается в физически сложный процесс.

Сейчас, когда дислексию признали официально (и даже назвали болезнью гениев!), ситуация изменилась к лучшему. К проблеме стали относиться внимательнее, а читающих с трудом ребят уже не зачисляют в ленивые и отстающие, а пытаются их поддержать.

Рассказываем, как помочь ребенку с нарушениями процесса чтения и какие приемы можно использовать самостоятельно в ежедневной практике.

Не болезнь

Некоторые специалисты рекомендуют не рассматривать дислексию именно как заболевание, ведь изменений в работе органов или в течении внутренних процессов нет. Дислексия — это скорее нарушение, которое можно корректировать.

Автор книги «Пруст и кальмар», нейробиолог Марианна Вулф пишет о том, что чтение не заложено в человеке эволюцией, поэтому нет ничего удивительного в том, что процесс иногда дает сбой, ведь люди не были рождены, чтобы читать. Чтение они изобрели сами и вместе с этим изменили саму организацию своего мозга.

С точки зрения эволюции, мозг человека никогда не предназначался для чтения: для этого нет ни специальных генов, ни биологических структур. Наоборот, каждый мозг должен научиться выстраивать новые нейронные сети, связывая уже существующие области, первоначально предназначенные и генетически запрограммированные для другого, например для распознавания объектов. Сигнал проходит через зрительную кору по веретенообразной извилине, ответственной как раз таки за распознавание.

«Дислексия — лучшее и самое очевидное для нас свидетельство того, что мозг никогда не предназначался для чтения. Я воспринимаю дислексию как ежедневное эволюционное напоминание о том, что возможны разные варианты организации мозга».

Марианна Вулф

Британский нейропсихолог Эндрю Эллис тоже считает, что дислексия не может быть изъяном «центра чтения» мозга, потому что его просто не существует.

Однако некоторые врачи продолжают выписывать лекарства от дислексии, якобы способствующие успеху реабилитационной речевой терапии. Даже используют транскраниальную микрополяризацию, воздействуя на головной мозг постоянным электрическим током небольшой силы.

Дислексия и Life Long Learning

Специалисты говорят, что двух совершенно одинаковых дислексиков не бывает, поскольку нейронные связи и пути их образования непредсказуемы, поэтому нет и универсального способа для работы с дислексией. Если нарушение диагностировать в раннем возрасте, его можно практически полностью скорректировать. А если это не получается исправить моментально, то можно превратить этот трудный путь в интересное исследование.

Непрерывное обучение — главный тренд 21 века. Никого не удивляет тот факт, что взрослые люди учатся в течение всей жизни, того требует современный изменчивый мир. Мы должны постоянно исследовать новое, развивать гибкость мышления и расширять собственные границы.

Эту концепцию можно предложить и ребенку. Если взрослые осваивают финансовую грамотность, умение делегировать или правильно дышать, чтобы улучшить качество своей жизни, то ребенок может осваивать новые способы облегчить сложный процесс чтения.

Важно визуально фиксировать успехи: рисовать таблицы, чертить графики — как удобнее. В них должны быть отражены наиболее эффективные методы, главные достижения и недочеты. Такую визуализацию лучше сделать яркой, с наклейками и картинками, чтоб она была максимально функциональной, но, при этом, не скучной и ребенку самому было интересно с ней взаимодействовать.

Будет лучше, если кто-то из родителей поддержит ребенка собственным примером — сделает такую же визуализацию для себя и будет вместе с ним оценивать себя. Взрослая табличка, конечно, может быть без наклеек, зато с ее помощью получится вместе обсуждать результаты, придумать поощрения и просто друг за друга порадоваться. Этот совместный процесс избавит ребенка от синдрома белой вороны и добавит ему уверенности.

По мнению испанского специалиста по лингвистике Лус Рельо, с детских лет живущей с дислексией и преодолевшей достаточно трудный путь в работе над собой, лучше воспринимаются тексты, напечатанные жирным шрифтом. Это в значительной мере облегчает понимание и запоминание текста детьми. Также необходимо включать в процесс обучения другие элементы, например, устные высказывания, ментальные схемы, концептуальные карты и другой иллюстративный материал.

«Мысленно возвращаясь в детство, я понимаю: самым болезненным переживанием было убеждение, что я глупая. Это меня угнетало гораздо больше, чем плохие оценки. Скорректировать эмоции и повысить самооценку так же важно, как и добиться академических успехов».

Лус Рельо

Что делать

Нейробиологи и дефектологи разрабатывают целые комплексы упражнений, с учетом особенностей каждого вида дислексии. Особенности могут быть на разных уровнях: генетическом, нейробиологическом и на уровне когнитивных функций. Поэтому единой методики коррекции нет, но есть общие рекомендации, которые могут здорово облегчить процесс. Например, больше читать вслух (около 40 минут ежедневно), играть в речевые игры, разбирать значения интересных слов и как можно больше взаимодействовать с буквами.

Рональд Дейвис — автор уникальной методики коррекции дислексии — и сам был дислексиком, но сумел справиться с проблемой. Он считал ее не нарушением развития, а особой способностью мыслить образно. Дейвис придавал большое значение работе со смыслами и образами, а также развивающим играм.

Его система, основанная на том, что дислексики — люди не больные, а отличающиеся особым видением мира, мыслящие не вербально, а визуализированно — помогла тысячам пациентов повысить качество жизни, поднять самооценку, добиться успеха в учебе.

В основе всех коррекционных и профилактических упражнений находятся задания с буквами. Они действительно эффективны — удерживают внимание и помогают сфокусироваться. Но иногда строчка в глазах ребенка «скачет», а буквы меняются местами. В таком случае ребенку можно предложить короткие рифмованные строчки: они ритмичные и образные, на них легче сфокусироваться. Ребенок может вообразить, что будет дальше, представить рифму и «дочитать» строчку в голове — это развивает фантазию и помогает поверить в свои силы. Даже такое маленькое «я могу» здорово обнадеживает и мотивирует пробовать дальше. Если получилось раз — получится и дальше.

Можно играть в «пропавшую букву», чтобы ребенок сам предлагал, какие интересные могут получиться слова.

Только лишь вообразите,
Что возник такой пробел,
И в знакомом алфавите
Больше нету буквы л.

Улетела в самолете
Иль на лодке уплыла?
Даже если позовете —
Нет ее, и все дела.

Были лужи — станут «ужи»,
Уползут в ближайший лес,
Станет лес немного уже,
Зазвучит английским «йес».

Превратятся лоси в оси,
Станет пеной мой пенал.
А когда к доске попросят,
«Ме» — скажу, ведь мел пропал!

Лихо, ловко, мелко, гулко —
Как же вам теперь звучать?
Как меня домой с прогулки
Мама с папой будут звать?

Ловко лазает, летает,
Может литься, льнуть, любить.
Л, тебя нам не хватает,
Возвращайся в алфавит!

Можно придумывать свои слова, вкладывая в них новый смысл. Таким образом, ребенку будет легче понять процесс словообразования. А еще это придаст смелости, ведь ошибки могут привести к новым открытиям, и ребенок перестанет их бояться.

Ввысь взмывает сомолет,
За штурвалом сом-пилот,
А в салоне целый ряд
Мам сомих и их сомят.

Им навстречу соволет:
Столько сов — теряешь счет.
Громко, ухая, летят
В теплый южный Совоград.

Вот готовится на взлет
Необъятный слонолет.
Неуклюжий слон-стюард
Всем разносит лимонад.

Самолет летит давно.
Потемнело за окном,
Ничего там не видать!
Что осталось?
Сочинять!

Приглядитесь, вон сидят
За спиною 5 слонят.
Промелькнула голова:
Это, кажется, сова.

За штурвалом сом-пилот,
Он и усом не ведет.
Превратился самолет
В сомо-сово-слонолет!

Еще одна интересная форма для тренировки внимания — акростих — стихотворение, в котором некоторые (чаще всего первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Например, в стихотворении, приведенном ниже, надо угадать, о чем идет речь.

Надо мною яркий щит —
Его каждый разглядит.
Белый, синий, голубой —
Он один над всей землей.


С нами вместе они с детства:
Колдуны и королевства,
Алый цветик, гном, кащей,
Злой разбойник соловей,
Кони на опушке леса
И прекрасные принцессы.

Также можно просто подбирать к вызывающим затруднения словам простые рифмы, чтобы они легче запоминались и сохранялись в памяти.

Можно зарифмовать всех членов семьи или одноклассников. Или содержимое портфеля, чтобы процесс обучения стал чуть более интересным.

Шепчет ручке карандаш:
«Тесен стал пенал мне наш:
Слева, справа — чернота,
Пояс поверх живота.
Достают минут на пять,
А потом в пенал опять!
Слишком скучно, согласись
Не желаешь ли пройтись?…»

И, конечно, очень важно читать. Вместе, друг другу — как угодно, лишь бы этот процесс был регулярным, но не утомительным.

Ежедневные тренировки действительно дают хорошие результаты, главное, не переборщить, давать время на отдых и постараться превратить процесс в увлекательное занятие, которое приносит удовольствие и вам, и ребенку.

И конечно, верить в результат.

«Лучше верить, чем не верить, потому что с верой все становится возможным», — говорил Альберт Эйнштейн, а ведь он тоже был дислексиком!

Своевременная постановка диагноза позволяет справиться с симптомами дислексии на ранней стадии и начать коррекционную работу. Главное, чтобы вокруг была дружелюбная среда, в которой ребенку оказывают поддержку и родственники, и учителя.