Сегодня время «низовых инициатив» — самодеятельные организации часто эффективнее справляются с разными задачами, чем власти. Совершенно обычные люди объединяются, чтобы в свободное от работы и забот о семье время спасать от разрушения немецкие замки, возрождать старинный купеческий город, создавать культурную среду или помогать нуждающимся. То, что не может сделать сильное, богатое государство, делает кучка энтузиастов — без всяких ресурсов, кроме желания сделать мир лучше. Примерно половина волонтеров на вопрос, зачем они занимаются делом, которое отнимает столько времени и сил, ответили: «хотим сделать что-то хорошее и важное». Рассказываем, как они это делают в рамках проекта «Жить вместе».
Особенности волонтерских проектов в России
Волонтерство как социальное явление у нас оформилось сравнительно недавно и имеет ряд национальных особенностей. В странах, где благотворительность — давно уже работающая развитая система, которая не всегда предполагает выживание и самопожертвование, даже наоборот, волонтером быть очень приятно. Это возможность увидеть новые места, познакомиться с прекрасными людьми: отзывчивыми, активными, позитивными, не говоря уже о социальных бонусах, которые положены за бескорыстный труд на благо общества. Но в России это подвижничество — чаще всего волонтеры берут на себя самые сложные, иной раз неразрешимые проблемы, которыми больше заниматься некому — это трудоемко, эмоционально сложно и не приносит никакой выгоды. Далеко не всегда у энтузиастов хватает ресурсов, не все получается. Но главное, что эти вовлеченные волонтеры влияют на общество, они помогают вырваться из замкнутого круга выученной беспомощности — шаг за шагом они идут к своей цели, собирают единомышленников и меняют жизнь.
Одна из самых сложных и вопреки (а может и благодаря) этому самых активных областей благотворительности у нас в стране связана с сохранением наследия. Эта тема беспокоит многих, поскольку за прошедшие 10 лет было уничтожено 25000 памятников культуры.
Осталось тоже немало — около 170 тысяч объектов, из них в хорошем состоянии находится менее 25%, остальные — в неудовлетворительном, плохом или руинированном. Эти данные приведены в «Исследовании некоммерческих и низовых инициатив по сохранению культурного наследия России», проведенном в 2019 году фондом «Крохино». Они же подсчитали, что если реставрация памятников будет вестись в том же темпе, то на это понадобится 300 лет.
Но, главное, выяснилось, что низовые инициативы охватывают своим вниманием гораздо большее число памятников, чем формальные организации. И без вложения миллионных средств на одном лишь энтузиазме и любви к своему городу, истории, культуре делают больше, чем власти с их бюджетом и полномочиями.
«Музей Живой Старинной Вывески»
Много лет исторический центр Рыбинска — некогда нарядного купеческого города с богатой историей — культурно угасал.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«Обветшалые фасады с рекламным мусором из пластика, разбитый асфальт, неухоженные деревья — все это отталкивало. Исторический центр был организован больше для машин, чем для людей, что привело к потере туристической привлекательности города», — рассказывает Дмитрий Кузнецов, музыкант, создатель творческой резиденции «Этно-Кузня» в Рыбинске и один из инициаторов проекта «Музей Живой Старинной Вывески».
И вот творческие люди города — художники, ремесленники, мастера, сегодня их полтора десятка — собрались и придумали план возрождения и оживления Рыбинска через воссоздание исторической среды: цветовой гаммы фасадов, малых архитектурных форм, традиционных для России конца 19 века — начала 20 века, но главное — старинных вывесок. Начали изучать технологию изготовления, ремесленные приемы, шрифты и даже дореформенную грамматику русского языка и обороты речи. За первые четыре года существования проекта в городе появилось около 90 вывесок в старинном стиле.
Волонтеры сумели договориться с администрацией города и даже внести изменения в планы по благоустройству на основе разработанного дизайн-кода, наладили взаимодействие с
Сейчас в город приезжает множество людей со всей страны, чтобы увидеть исторические вывески. Это мотивирует городскую власть развивать исторический центр, дополняя его арт-объектами и малыми архитектурными формами. Уже отреставрировано около 30 фасадов старинных зданий, они покрашены в подлинные цвета, используемые на момент застройки города в XIX веке. Начала развиваться туристическая инфраструктура. В свою очередь и горожане открыли для себя свой город заново — его богатую историю, уникальную эстетику и дух.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«Суть проекта — содействие возрождению русской культуры. Историческая вывеска является ценным инструментом, поприщем, на котором запечатлен богатый пласт русской культуры в разных его проявлениях. Это и традиционное искусство и ремесла, гармоничные пропорции и цвет, и, самое главное, наш русский язык. Это слепок, образ ушедшего времени», — говорит Дмитрий Кузнецов.
«Хранители руин»
Калининградская область стала российской территорией только после 1945 года, но для третьего поколения русских калининградцев это и есть родина. Главная идея проекта «Хранители руин»: «Не наше наследие на нашей земле составляет нашу идентичность».
Сотни волонтеров со всей страны приезжают в Калининградскую область ради «русской готики». Главная идея движения — «эстетика руин»: большинство средневековых кирх и рыцарских замков восстановить невозможно — они пострадали во время войны, в годы советской власти, от рук черных копателей. Но можно законсервировать руины, сохраняющие даже в таком виде свою величественность, вписать их в культурный ландшафт области, сделать привлекательными туристическими объектами. «Главное — мы создали прецедент, изменили отношение к этим объектам у достаточно большого количества людей, показали подход, с помощью которого руинированные памятники могут обрести «второе дыхание», — говорят инициаторы проекта.
«Целительный баян»
Идея соединить детскую творческую энергию с потребностью одиноких стариков в живом общении оказалась очень удачной.
Началось все с того, что ансамбль юных баянистов из Татарстана «Аксубай егетлэре» (что в переводе означает «Аксубайские ребята») начал давать концерты в Доме престарелых: музыка, детская энергия, атмосфера праздника оказались для пожилых людей, как глоток свежего воздуха. Каждую неделю, по средам тимуровцы-музыканты решили приезжать домой к тем, кто не может прийти на концерт, и устраивать концерт. К баянистам присоединились ложкари — ансамбль «Союз добра», созданный на базе Клуба приемных семей, а также юные музыканты из Аксубаевского детского приюта «Мечта». Полезным этот опыт оказался не только для пожилых одиноких людей, но и для самих юных музыкантов — а их в проекте уже больше 50, — которые почувствовали всю волшебную силу искусства. Только в одном небольшом Центре социального обслуживания населения «Нежность» их музыку услышало более 300 зрителей, для начинающего артиста аудитория вдохновляющая. «Целительный баян» стал активно развиваться в соцсетях, по всей стране начали появляться подобные проекты.
Этот пример говорит о том, что волонтерские движения нужны не только для тех, кому помогают, но и для тех, кто в них участвует. Они дают человеку ощущение, что многое в его руках, что у него есть единомышленники, что их совместные усилия не пропадут даром.
Текст подготовила: Наталья Афанасьева
Комментарии
Комментировать