Недавно в онлайн-кинотеатре Оkko вышел новый документальный проект «Forbes. 30 до 30», посвященный участником одноименного рейтинга 2021 года. Герои фильма — представители бизнеса, искусства и науки, успевшие получить признание более опытных коллег и широкой публики до достижения тридцатилетнего возраста. Среди участников проекта — Вова Перкин, художник, основатель выставки «Перкиналле». Мы поговорили с Вовой о творчестве и о пути от простого граффити-художника из Майкопа к участнику списка Forbes.

Вова Перкин

Художник, основатель направления «перкинизм». Родился в Майкопе в 1995 году

— Ты родился в Майкопе, но основной период твоего творчества случился уже в мегаполисах. Расскажи, что было до того, как ты перебрался в крупные города и пришел к увлечению граффити?

— Да, все верно, основной прорыв искусства у меня случился в Москве. Дома, в Майкопе, я также тянулся к искусству, рисовать начал еще там, в довольно юные годы, но первое время я думал, что творчество может дополнять какую-то мою основную деятельность. Так, я начинал учиться на архитектора, но с математикой у меня не очень, поэтому забросил это дело. Затем перепоступал на аэрофотогеодезиста, потом учился на рекламе, но все это быстро заканчивалось. Я довольно скоро понял, что не могу воспринимать творчество как что-то дополнительное или вторичное. Я решил работать с ним напрямую, хотя до приезда в Москву я вряд ли мог представить, что буду организовывать собственные выставки и работать с классными художниками.

На первых порах, в Майкопе, мое творчество заключалось в том, что я организовывал всякие дворовые концерты, собирал команду, зрителей. В дальнейшем этот опыт помог мне при организации своих выставок, в том числе первой «Перкиналле».

— С чего началось твое творчество в Москве? Ты учился граффити?

— Нет, я не учился, но к граффити у меня была тяга со школьных лет. Мне очень понравился тогда рисунок команды, было очень креативно изображено слово «Зачем?». На меня это произвело такое сильное впечатление, что я сам начал рисовать, параллельно следить за творчеством других художников, что-то перенимать, развивать насмотренность.

Я помню, мой первый опыт граффити был довольно быстрым: я купил баллончики, на улице было минус 15, и как только я начал рисовать, баллончик лопнул. Домой я вернулся весь в краске. Ну ничего, это меня не остановило.

А спустя время я узнал, что у дочки человека, чей рисунок меня изначально вдохновил, теперь есть моя картина. Такое совпадение.

Также важную роль сыграло комьюнити: в Москве у меня появился друг, и мы начали потихоньку вдвоем окунаться в граффити. Одному не так интересно, а вдвоем уже больше запала. Рисовали буквально на всем, набивали руку, заводили свой круг общения. Мне кажется, окружение вообще нельзя недооценивать, оно всегда влияет на то, что мы делаем и как поступаем, независимо от того, идет ли речь о творчестве или о каких-то бытовых привычках. В моем объединении на меня повлиял Дима Маконда, мой друг, вместе мы начали осваивать новые направления, кроме граффити. Потом Андрей Бартенев повлиял, он вдохновил меня больше принимать участие в выставках. Их было очень много, и каждый человек по-своему меняет твой путь и влияет на твою жизнь.

— А как произошел этот переход от граффити уже к другим видам визуального творчества? К картинам и участию в выставках.

— Когда я перестал рисовать граффити, я думал, чем заняться, и попал на андеграундную выставку. После этого я решил, что я тоже хочу попробовать организовать выставку. Тогда я немного переоценил свои силы: я собрал художников со всей России, из Мурманска, Грозного, Владивостока, Санкт-Петербурга. Получилось около 13 человек, и я тогда решил, что нужно не просто в Москве выставляться, а везти их по всей стране. И вот мы за свой счет организовали выставку, повезли. В Казань и в Сочи успели съездить, где как раз еще ребята в наш коллектив добавились, мы с ними познакомились.

И это был такой первый опыт — он, конечно же, был так себе, первый блин комом. И как раз я уже вернулся в Москву после этого и здесь отправил заявку на другое мероприятие, где уже нужно было рисовать.

Выставка называлась «Переспелые пальцы слонов», и задание для участников заключалось в том, чтобы расписать всю галерею от пола до потолка. В мероприятии участвовали очень много граффити-художников, как профи, так и новички, и это было такое мощное и динамичное комьюнити.

Там же я встретился с Андреем Бартеневым, мы сразу поняли, что мы на одной волне, и с этого началось наше дальнейшее сотрудничество. Андрей мне очень помог, когда я уже стал курировать выставки, он одновременно и друг, и руководитель, и наставник.

— Что нужно делать художнику, чтобы его творчество начало окупаться и приносить плоды?

— Здесь трудно, потому что универсального ответа или какой-то волшебной таблетки не будет. Нужно много работать, не только над своим творчеством и стилем, но и над собой. Нужно научиться рассказывать о себе, своих работах, иметь достаточную смелость, чтобы показывать свое творчество. Это все не делается за один день, ведь общение с аудиторией и ее признание — плод долгой и кропотливой работы. Даже самый уверенный в себе художник должен уметь «навести мосты» и дождаться, когда его найдет его зритель. А в этом вопросе требуется терпение, ведь часто с самыми важными людьми нас буквально сводит судьба. Но и сидеть сложа руки и ждать, когда с неба свалится известность, нельзя. Нужно работать и постоянно совершенствоваться.

— Тогда где стоит брать вдохновение, чтобы постоянно совершенствоваться? Как для граффити, так и для визуальных работ. Что делать людям, которые живут не в мегаполисах, где какой-то эстетической красоты мало?

— Ну, как же мало? Люди, которые живут не в мегаполисах, живут на природе, там источников вдохновения еще больше. Природа — она многогранна, в ней всегда можно найти что-то похожее на человеческую жизнь. Например, человеческое лицо в рисунке коры дерева. Оно потом еще будет тебе сниться. Но вдохновение редко приходит само, его нужно научиться брать везде: из разговоров, из людей, вообще всего, что тебя окружает.

Я навсегда запомнил урок от Андрея Бартенева: даже если рисуешь эскизы и в первые 5 минут вдохновение не приходит — продолжай! Если будешь 3 часа пытаться, вот на третий час, четвертый что-нибудь да получится. Поэтому терпение и труд все перетрут.

— Что ты почувствовал, когда узнал, что попал в рейтинг Forbes?

— В первую очередь я удивился. Это было очень неожиданно, но и приятно в то же время. Особенно ценно было принять участие в фильме. Когда он был готов, я посмотрел все фрагменты, в том числе и про других участников. Фильм получился не только мотивирующим, он еще и показывает срез поколения — творческих и амбициозных людей, которые готовы ставить цели, добиваться их.

К тому же этот фильм — отличный способ буквально в лицо узнать своих товарищей по цеху, увидеть людей, которые прямо сейчас формируют будущее. То есть по отдельности каждый из нас формирует свое будущее, но вместе мы можем добиться синергии и еще более ощутимых результатов.