Классическое искусство все теснее сплетается с цифровым миром: даже в традиционные театры постепенно входят технологии. Режиссеры при подготовке постановки уже отталкиваются не только от идеи произведения, но и от технических возможностей площадки, где развернется действо. Владимир Розин, генеральный директор ИТ ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ собрал мультимедийные технологии для театров, которые будут поражать зрителя в 2023 году.
Декорации, которые нельзя потрогать
Зачем это надо
Не все элементы, которые нужны для погружения в атмосферу, реально создать физически. Например, как погрузить зрителя в переживания, мысли и образы в сознании актера, особенно если при этом тот должен молчать? А еще иногда декорации должны очень быстро меняться — быстрее, чем это успеют сделать любые помощники. И здесь на помощь приходят мультимедиатехнологии.
Как реализуется
Для создания таких декораций используются преимущественно видеопроекторы и специальные поверхности. Например, «умные стекла» — пленка, которая меняет прозрачность при поляризации. В определенный момент она становится матовой и в сочетании с проекцией превращается в декорацию. Эту технологию использовали постановщики оперы «Русалка» в Большом театре.
Более сложная идея — видеомэппинг (или 3D-мэппинг). Он может не только сделать задний план частью сцены, но и, например, расширить саму сцену — присоединить к ней зрительный зал. Так, посетители театра становятся косвенными участниками постановки: мгновение и вокруг них золотятся дворцовые стены или шумит ночной лес.
Эта технология уже используется не только в столичных театрах, но и в регионах: например, для детского спектакля в
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
VR-спектакли: смотрим через шлем и очки
Зачем это надо
Новый формат объединяет кино и театр, и только от постановщика зависит, какого компонента будет больше. Зритель надевает очки или шлем и погружается в историю, становится ее непосредственным участником. Он может выбирать, чему уделить больше внимания, с какого ракурса смотреть на сцену.
Как реализуется
Техническая сторона таких спектаклей завязана на видео 360 — то есть, с круговым обзором. Его снимают всенаправленной камерой или набором камер, после чего монтируют. А очки или шлем проецируют эту картинку на физическое пространство, тем самым реальности накладываются друг на друга. Конечно, VR-спектакли — это недешево, но за последние 5 лет стоимость их производства снизилась, и со временем они могут стать более доступными. А потому, и более распространенными.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/377/image/base_10a56d3ff4.jpg)
Первая VR-постановка в России состоялась в 2017 году — на площади у «Москва-Сити», но более известной стал спектакль Тюменского драмтеатра «В поисках автора», который показывали не только дома, но и в других регионах. А в 2018 году появился спектакль «Я убил царя» в Театре Наций: благодаря VR зритель знакомится с дневниками, переписками и видео Романовых, а также сам решает, какие фрагменты спектакля смотреть.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Motion Capture
Зачем это надо
Благодаря технологии рядом с живыми актерами появляются виртуальные аватары и герои. Так можно, например, создать эффект толпы, когда по факту на сцене будет всего один человек.
Как реализуется
Motion Capture или «мокап» — это технология захвата движения, которая активно применяется в кино и игровой индустрии. Актер надевает специальный размеченный костюм, двигается, камера это захватывает и переносит на компьютерную модель персонажа. В результате те же движения получают, например, фантастические существа.
Пример мокапа в театре — иммерсивная пьеса «Буря», представленная в Лондонском театре в 2014 году. Один из героев был виртуальным.
Проблема у Motion Capture пока одна — техническая сложность и стоимость.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Мэппинг в сочетании с системами трекинга
Зачем это надо
Проекции — как плоские, на экран, так и на объемный предмет, — в театрах могут применяться не только для создания виртуальных декораций, оперативной смены фона и окружающего мира. Их можно направлять и на движущиеся объекты, делать участником постановки.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/378/image/base_8df5be01ba.jpg)
Например, с помощью видеомэппинга можно менять костюмы актеров, пусть и не кардинально. Но в рамках сюжета порой даже моментальная смена цвета может оказаться очень значимой и восхищающей. Или отправлять проекцию на маску актера и на ней менять выражения лица.
Как реализуется
Закрепить проекцию на движущихся актерах помогает система трекинга: такую совсем недавно представил Panasonic — один из лидеров мультимедийного оборудования. Аналогичная есть у Blacktrax: ее использовали постановщики рок-оперы «Преступление и наказание» в Театре Мюзикла, чтобы отправлять проекцию на движущиеся декорации, а также постановщики спектакля «Сны спящей красавицы» с Дианой Вишневой. Трекинг также помогал подстраивать свет, звук и контент на экране.
Помимо упомянутых выше технологий также в театрах сегодня используются LED-экраны, которые заменяют стандартный задник сцены, но они уже едва ли кого-то удивляют. Остальные — более сложные в исполнении — технологии пока только развиваются и набирают обороты. Но с высокой вероятностью вскоре их будет становиться все больше и больше, и они станут такой же привычной частью постановок, как световое и музыкальное сопровождение. Главное, чтобы они вписывались органично, а режиссеры делали ставку на идею, а не на спецэффекты.
Комментарии
Комментировать