Мы живем в мире, где информационная нагрузка очень высока, и ориентироваться в таких объемах контента довольно сложно. Один из векторов, который направляет наше внимание в информационном хаосе, — наш круг общения. Как то, что мы рассказываем друзьям, меняет их жизнь, зачем компании используют сарафанное радио и чем сегодня может быть полезна лента в соцсетях, рассказывает Копылова Анастасия, старший менеджер системы лояльности Skillbox.

Анастасия Копылова
Старший менеджер системы лояльности Skillbox

Как наш мозг ориентируется в мире информации
Ежеминутно за наше внимание борются тысячи источников. Просто читая новости с телефона во время поездки на такси, мы одновременно получаем огромный объем контента — с билбордов за окном, рекламных баннеров на новостном сайте, уведомлений из соцсетей, сообщений в мессенджерах, включенного радио водителя.
Мозг не способен обработать столько информации единовременно, поэтому у нас включается избирательное внимание: один контент мы замечаем, другой — игнорируем. Это описывает феномен Баадера — Майнхоф: когда мы узнаем что-то новое, парадоксальным образом мы начинаем сталкиваться с этой информацией повсюду. Например, если вы раньше не слышали о феномене Баадера — Майнхоф, после этой статьи вас могут начать буквально преследовать упоминания о нем. На самом деле их частота не изменилась — просто раньше вы их не замечали.
Специфика информации, которая к нам поступает, определяется нашим кругом интересов. У каждого человека есть источники, к которым он привык: кто-то пользуется Google, по дороге на работу слушает подкасты про здоровое питание и читает новости на РБК. Кому-то больше нравится Яндекс, в метро он переписывается с друзьями, а новости предпочитает не читать вовсе. Таким образом, специфика контента в нашей жизни ограничена нашими предпочтениями и привычными площадками. И даже если на эти площадки случайно попадет информация, не отвечающая нашим интересам, с высокой долей вероятности мы ее просто не заметим.
Есть еще одна закономерность. Чем больше источников информации у человека, чем больше мнений он узнает, тем более полную и объективную картину происходящего он может составить. Но далеко не всегда люди интересуются другими точками зрения: так, в 2019 году больше трети россиян пользовались лишь 1–2 источниками новостной информации.
Получается, что зачастую люди варятся в собственном информационном соку — и это снижает вероятность встретиться с
Совет друга
Таня работала менеджером проектов в
Эта история — иллюстрация того, какую роль в поставке новой информации в нашей жизни играет наш круг общения. Люди склонны следовать рекомендациям близких. Это можно даже подтвердить статистикой: так, 37% россиян выбирают лекарства по советам друзей и родственников, а около 20% абитуриентов при выборе вуза руководствуются мнением друзей и членов семьи. Даже если интересы близких отличаются от наших, мы охотнее прислушиваемся к ним, чем к той же самой информации, полученной из интернета.
Иначе говоря, мы с близкими можем влиять на жизнь друг друга, просто обмениваясь информацией. Это необязательно должен быть прямой совет: узнать что-то новое, то, что выбивается из привычного контента, можно и из обычной беседы. А уже потом это знание может стать основой для нового увлечения или работы, новых знакомств и привычек и других перемен.
Сарафанное радио
Оля попала под сокращение: в банке, где она работала, проходил процесс автоматизации, и ее работа экономиста оказалась не нужна. Оля решила, что, если с автоматизацией нельзя бороться, надо ее возглавить, и записалась на курс Java-разработчика на Skillbox. После, когда она обучалась и стала искать работу, ей начали поступать предложения от работодателей.
Однажды бывший Олин коллега тоже попал под сокращение, и Оля поделилась с ним реферальной ссылкой на обучение. Коллега приобрел новый курс и полностью сменил свою профессиональную деятельность. Ссылкой Оли уже воспользовались четыре человека в ее окружении, которые устали от своей профессии или столкнулись в ней с проблемами, а за рекомендации она заработала 45 тысяч рублей.
Как уже видно из этого примера, обмен информацией между людьми используют в своих стратегиях продвижения многие компании. Во-первых, по этому принципу работает вирусная реклама: бренды рассчитывают, что вы поделитесь видеороликом с друзьями, они отправят его своим друзьям или опубликуют в соцсетях и так далее.
Во-вторых, компании часто создают реферальные программы, основанные на принципе «приведи друга»: клиент делится со своими знакомыми реферальной ссылкой, и, когда кто-то совершает по ней покупку, человек получает бонус, кешбэк или скидку.
Такую модель в условиях дефицита кадров используют и работодатели: сотруднику, чья рекомендация привела в компанию нового специалиста, начисляется денежная премия. Так, в начале года свою реферальную программу для поиска Java-разработчиков запустил Сбер вместе с сервисом «Работа.ру»; за кандидата, который пройдет испытательный срок по программе, можно получить 80 тысяч рублей.
Так компании побуждают клиентов распространять информацию, которая для кого-то может оказаться очень полезной. Возможность получить бонус — хороший триггер, чтобы в разговоре с другом вспомнить о программе и поделиться этим знанием. А чтобы замотивировать друга приобрести продукт, компании иногда дают скидку за покупку по реферальной ссылке. У нас тоже есть реферальная программа, которая позволяет купить образовательную программу менее, чем за половину стоимости обучения. Ссылкой делятся не только наши действующие студенты, но и любые пользователи, которые хотели бы получить денежный бонус за то, что другой человек пройдет обучение по их рекомендации.
Новости из сториз
Костя давно хотел сбросить вес и начать заниматься спортом, но никак не получалось: диеты заканчивались срывом, а однотипные упражнения в зале быстро надоедали. Однажды Костя увидел сториз своего коллеги Стаса с утренней пробежки по парку и решил попробовать последовать его примеру — хотя раньше никогда не бегал. В итоге новое занятие стало приносить столько удовольствия, что бег стал новым Костиным хобби и он не только похудел, но и начал участвовать в марафонах и нашел новых друзей в беговом комьюнити.
Страницы наших друзей и знакомых в соцсетях — еще один важный источник новой информации. Если говорить об этих площадках в целом, только за март — апрель 2022 года доверие к соцсетям, блогам и
Как правило, в соцсетях мы читаем новости людей, на которых подписаны, и рекомендации самих площадок. Но в рекомендованное попадают публикации, которые алгоритмы соцсетей подбирают на основе наших предпочтений и взглядов. Иначе говоря, здесь мы снова попадаем в ловушку однотипного контента.
Поэтому главным источником нового в соцсетях для нас становятся публикации друзей. Информация, которой мы делимся с подписчиками, может послужить пищей для размышления или сигналом к действию. Не случайно одна из популярных вовлекающих механик в конкурсах требует тегнуть в комментариях к посту своих друзей. Расчет идет на то, что к рекомендации от хорошего знакомого они отнесутся с большим вниманием.
Наши друзья и близкие не только получают наш вотум доверия, но и могут пробиться через все барьеры однотипного контента, которые строят алгоритмы соцсетей и мы сами. И хотя чаще всего мы выбираем в друзья людей, близких нам по духу, все равно каждый из них — носитель другой точки зрения и новой информации, которая может сыграть в нашей жизни решающую роль.
Волшебную таблетку для легкости общения пока не придумали, но наш курс «Социальный интеллект» поможет вам избавиться от неловких пауз.
Комментарии
Комментировать