Российские работодатели испытывают дефицит кандидатов на массовые профессии. Эксперты TalentTech провели масштабный опрос и выяснили, почему так происходит и какие тенденции повлияют на рынок рекрутмента в данном сегменте в ближайшее время.

В ходе опроса TalentTech — технологическая компания в составе «Севергрупп» — провела 2000 телефонных интервью с представителями целевой аудитории — работниками массовых профессий. Несмотря на то что, по данным Росстата, общая численность представителей массовых профессий составляет 37,8 млн человек, работодатели говорят, что находятся в постоянном поиске таких сотрудников.

Эксперты опросили представителей самых многочисленных профессиональных групп в сегменте массовых профессий: водители, продавцы розничных товаров и продавцы-кассиры, персонал в сфере общественного питания, строительные специальности, работники охраны, складские специальности (упаковщики, грузчики, кладовщики), дворники/уборщики, рабочие специальности узкого профиля, курьеры, а также заводские и цеховые специальности низкой квалификации. Доход 51% опрошенных — менее 30 тысяч рублей в месяц. В результате эксперты выяснили следующее. Представители массовых профессий:

Ищут работу через интернет

Большая часть активной аудитории массовых профессий ищет работу в интернете. Только 18% не используют онлайн-каналы поиска работы, но в повседневной жизни активно обращаются к мессенджерам и соцсетям. Основные источники поиска — Avito, HeadHunter, Superjob. Еще один распространенный инструмент поиска — сарафанное радио по цепочке от успешного кандидата.

Уверены, что быстро найдут другую работу в случае увольнения

62% представителей низкоквалифицированных профессий уверены, что в случае увольнения или закрытия предприятия они способны найти сопоставимое по условиям место работы в течение месяца. Мужская аудитория традиционно более активна на рынке труда. Женщины реже меняют работу: лишь 27% опрошенных женщин меняли место работы в 2018 году, тогда как мужчины — в 35% случаях. Самый большой дефицит кадров — в рабочих специальностях для производственных предприятий: 1,8 резюме на вакансию.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Видят основной стимул смены работы в повышении зарплаты

Чем меньше сотрудник получает, тем меньше факторов могут его мотивировать. Неудобный график работы, плохие условия труда, желание переехать в другой город или регион, плохое отношение начальства — все это не имеет большого влияния на формирование основных трудовых ценностей таких работников. Самый большой стимул для смены работы — повышение зарплаты, на втором месте — перспектива карьерного роста.

Для низкооплачиваемых специалистов (заработная плата до 25 000 рублей в месяц: кассиры, охранники) стимулом поменять работу может стать рост зарплаты в диапазоне от 500 до 1000 рублей. Карьера и престижность работы их не интересуют.

Для тех, кто получает до 60 000 рублей в месяц (строители, водители такси или бармены), стимулом является прибавка к текущей зарплате от 5000 рублей, а также улучшение условий труда и возможности продвинуться по карьерной лестнице.

Женщины — представители массовых профессий, как правило, зарабатывают меньше, их ежемесячный доход в 70% не превышает 30 тысяч рублей. Самая массовая и востребованная женская специальность — продавцы и продавцы-кассиры. В конце 2018 года на крупных сорсинговых интернет-ресурсах было зарегистрировано не менее 161 тысячи вакансий. Средние зарплаты по этим вакансиям — 32,5 тысячи рублей.

Берут подработку

54% опрошенных женщин (столько же и мужчин) сообщили, что нуждаются в подработке. 37% опрошенных экспертами представителей массовых профессий имеют подработку или вторую работу. 37% работают без официального оформления. 64% из тех, кто подрабатывает, проводят на второй работе от 10 до 40 часов в неделю. 72% массовых специалистов подрабатывают за сумму от 5 до 30 тысяч рублей в месяц. Эксперты считают, что уровень вовлеченности женской аудитории массовых профессий в сегменты временной или частичной занятости должен вырасти в ближайшие годы.

Самые мобильные из массовых профессий понимают, что их активная трудовая жизнь достаточно коротка, и в наиболее подходящем для трудовых перемещений возрасте (по выборке это 32 года) цепляются за любую подвернувшуюся возможность заработать больше без каких-либо долгосрочных гарантий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются рекрутеры

  • Несерьезное отношение к поиску работы. После согласования даты и времени собеседования каждый десятый соискатель не приходит на собеседование.

  • Мало мотивирующих факторов. Представители рабочих специальностей не видят перспектив собственного роста, на них не действуют мотивирующие факторы, и работодателю сложно удержать работника.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются соискатели

  • Отсутствие официального оформления. Если сотрудник не оформлен официально, то и зарплата, как правило, выплачивается нерегулярно и не всегда в обещанном размере. Часто встречается ненормированный рабочий день, социальный пакет отсутствует. Как следствие, работа без официального оформления гарантированно увеличивает вероятность увольнения работника по собственному желанию. Неофициальное трудоустройство воспринимается самими работниками как временное и нестабильное, а также накладывает меньше обязательств не только на работодателей, но и на самих работников: им проще уйти с этой работы в пользу другой, где обещают платить больше.

  • Низкая зарплата. Большая конкуренция на рынке труда из-за потока приезжих работников, которые работают за меньшие деньги, тем самым снижая уровень заработка на рынке. Как следствие, группа опрошенных, которая получает менее 20 тысяч рублей, в 45% случаев ищет подработку или готова перейти на более высокооплачиваемую работу. Среди тех, кто декларировал желание сменить текущую работу, 63% стремятся больше работать и больше получать.

Другие проблемы, о которых говорили соискатели, — это несоответствие информации, указанной в вакансиях, с реальными обязанностями, а также «кумовство» со стороны работодателей, когда те предпочитают брать на работу знакомых или родственников.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.