Все уже переобули лабутены и спели «на карантине на»? А мы не только спели, но и поговорили с теми, кто оперативно перевел свою работу в онлайн: это колледж информационных технологий ITHub, школа инноваций и креативного мышления «ИКРА» и компания образовательных проектов Smart Course.

Вадим Полюга

директор по развитию колледжа информационных технологий ITHub

Как быстро удалось перевести студентов на дистанционное обучение?

Переход на дистант мы подготовили очень быстро — в течение буквально пары дней. Это стало возможно благодаря двум факторам: у нас уже было дистанционное обучение (например, один из наших студентов живет в Канаде).

Второе: наша предметная сфера — математика и программирование, то есть IT, цифры, которые легко можно передать на любое расстояние. Так что наши студенты уже с малолетства привыкли работать в дистанте в этой форме.

Какие инструменты вы используете в дистанционной работе?

Мы уже три месяца работаем с онлайн-платформой, которую разработали сами, она служит навигатором по нашим материалам, которые, в свою очередь, разрабатывает методическая лаборатория (мы называем преподавателей и методистов, которые там работают, «архитекторами специальности»). Но и студенты тоже могут дорабатывать контент, для этого на платформе внедрен механизм UGC (User-generated content, материалы пользователей).

Мы постоянно пользуемся приложениями Trello и Teams, а наша платформа подсасывает информацию из них и объединяет все в одном месте.

Пользуетесь ли вы внешними провайдерами контента?

Нам сильно помогает открытый контент на таких ресурсах, как Coursera или Udemy, но мы пользовались им и ранее. Часто собираем методический совет, который вместе с методической лабораторией утверждает курсы для обучения. По одной теме мы выбираем сразу несколько онлайн-курсов и проводим ABC-тестирование: разным группам даем разные курсы и быстро определяем лучший, который потом уже используем в работе.

Как дистант восприняли преподаватели?

У нас есть преподаватели, которых мы готовили к работе на платформе с осени 2019 года, они приняли переход на дистант очень легко. Часть преподавателей не была готова, поэтому мы готовили их в экстренном порядке. Но в любом случае все наши преподаватели — из IT-отрасли, они открыты новому, любят экспериментировать. Уже могу отметить: когда число тех, кто полюбил дистант, переваливает за половину, тогда возникает больше горизонтальных связей внутри платформы и тем быстрее и легче проходит переход.

А что говорят студенты?

Студенты предсказуемо приняли ситуацию на ура. Для них это скорее преимущество и радость, чем какие-то радикальные сложности. Им, конечно, не хватает стен колледжа ITHub и общения внутри, но они с детства привыкли большую часть времени быть онлайн. Помогает и то, что у нас все-таки обучаются программисты.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Василий Лебедев

основатель школы инноваций и креативного мышления «ИКРА», автор книги «CRAFT: Как создавать большие идеи»

Как вы перестроили работу на удаленную и с чем вам пришлось столкнуться?

Первое, что произошло в момент перехода в удаленный режим, — вначале все замерли. В первую неделю у нас отменилось или перенеслось до конца года около 20 проектов! Большие практические сессии, деловые игры, два мероприятия… И мы в оперативном режиме стали перестраивать наш офлайн-опыт под онлайн. При этом главный вызов во всей этой истории заключался в том, как сохранить получаемый опыт командной работы — групповой рефлексии, контакта с аудиторией, разделения по командам. Как его воссоздать в онлайне? Это же две совершенно разные среды с разным образовательным эффектом, целеполаганием…

После недели методических копаний нам удалось перестроить бизнес-процесс под онлайн-экосистему. Мы нашли и разработали 15–20 разных инструментов и остановились примерно на пяти, и в ближайшее время у нас состоится большой онлайн-воркшоп с «Нетологией», на котором мы начнем инсталлировать эти системы.

Также мы перевели в онлайн «Марафон креативных методик» и наши другие В2В-проекты. Мой прогноз — в ближайший месяц это сохранится только в онлайн-программах. Что на выходе? Думаю, где-то к маю у нас в «ИКРЕ» появится интересный новый продукт как с удаленным доступом, так и офлайн. Мне кажется, для нас как для компании это возможность выйти на рынок СНГ или любые русскоговорящие сообщества, которые раньше не могли пройти креативные сессии в «ИКРЕ» удаленно.

В том числе мы сильно перестроили маркетинговый процесс, поставив во главу угла скорость запуска идей и активацию пилотных программ, а не долгую детальную проработку предложений. С точки зрения продаж и коммуникации сейчас важнее быстро пробовать разные форматы, для того чтобы прочувствовать рынок. И это настоящее антикризисное решение, которое должно принести свои плоды.

Михаил Мордасов

сооснователь компании образовательных проектов Smart Course

Что изменилось в вашей компании после введения карантина?

У нас, на самом деле, все достаточно просто: мы давно использовали чаты в телеграме и командный мессенджер Slack как одну из точек коммуникации, потому что изначально работали довольно распределенно. В офисе сидело мало людей, и переход на онлайн-работу получился достаточно мягким.

Из того, что поменялось: в 10 утра мы стали проводить ежедневные встречи всей команды в Zoom (нас 19 человек). И еще больше актуализировалась история с проектным менеджментом в Trello. А для посетителей Smart Course мы открыли бесплатный доступ к курсу «Забота о себе» (так как выгорание ко многим уже подкрадывается).

Из офлайн-проектов — думаем, как переформатировать одно из наших мероприятий на 500 человек в онлайн-фестиваль на площадке Granatum.Solutions. Думаю, мы яснее поймем ситуацию к середине апреля.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Как ограничения по очной коммуникации повлияло на решения от T&P для бизнеса?

Мы абсолютные адепты живого общения и убеждены, что в обучении и особенно прокачке гибких и лидерских навыков онлайн-курсы никогда не заменят по эффективности очные форматы. Экспертный центр T&P провел аудит всех наших решений и выделил те, которые после переупаковки можно проводить дистанционно с минимальной потерей эффективности.

Сформировали проект #КАРАНТИННЕДЛЯГАЛОЧКИ — непрерывную кампанию в дистанционном формате для прокачки хард- и софт-навыков, эффективной социализации, развития практики экспериментов и реального сплочения команд. Это не записанные видео онлайн-курсов, а именно живой формат занятий, интерактивные вебинары. Будем держать руку на пульсе и максимизировать качество в заданных условиях.

Зачем компаниям ваш проект?

Сместить фокус внимания команды с негативной деструктивной повестки на развитие личного и профессионального потенциала в период турбулентности. Поддержать системный подход к развитию управленческих и мягких навыков у лидеров команд для эффективного управления и сохранения продуктивности команд в условиях дистанционной работы. Наконец, укрепить эмоциональные связи между сотрудниками разных подразделений через формат интеллектуального досуга (особенно актуально в условиях дистанционной работы).

Что вам кажется наиболее эффективным в дистанционной работе?

Дизайнеры обучения T&P предлагают три наиболее популярных формата:

Первые состоявшиеся проекты уже показали высокую вовлеченность сотрудников, которой удалось достичь благодаря любопытству, экспериментальности, персонализации, контент-поддержке в корпоративных каналах коммуникации и USG.

Материал подготовили:

Наташа Полетаева

менеджер по коммуникациям, Центр содействия инновациям в обществе «СОЛь»

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.