Термин «национальная идея» появился относительно недавно, из-за чего его часто путают с национальной идеологией, системами ценностей и другими элементами национальной самоидентификации. Разбираемся, что же такое национальная идея, откуда она взялась и чем отличается от идеологии.
Что такое национальная идея?
Сам термин «национальная идея» пришел из философии. По мнению философов и историков, национальная идея представляет собой комплекс смыслов, объясняющих существование определенной нации в прошлом, настоящем и в ближайшем будущем. Национальная идея объясняет, почему определенная нация прошла по своему историческому пути развития, апеллируя к национальным чертам (таким как менталитет, характер народа, отношение народа с властью, власти — с другими странами и так далее). А также национальная идея объясняет, для чего нация существует сейчас и какая у нее миссия в будущем. Например, защищать гуманитарные ценности, расширять человеческие права и свободы или же сохранять традиции.
Национальная идея позволяет как индивиду, так и целой группе отстраивать свою национальную идентичность относительно представителей других наций, она подчеркивает различия и указывает, чем человек может гордиться.
История национальной идеи началась еще в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века, и появилась она благодаря немецкой философии, в частности, из трудов Иоганна Готфрида Гердера и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гердер был одним из влиятельнейших философов Позднего Просвещения, богословом и историком культуры. Этот фон позволил ему сконструировать духовно-гуманистический подход к формированию того, что позже назовут национальной идеей. По мнению Гердера, становление самобытного национального самосознания происходит в первую очередь благодаря различным формам культуры и искусства, через религию, фольклор и другие формы, которые уже на протяжении многих лет аккумулировали национальные ценности народа. В то же время, «верность своему национальному духу определяет своеобразную линию исторического пути каждого народа, способствуя формированию внутренне богатой и разнообразной национальной культуры». Эта идея была жизненно необходима Германии конца восемнадцатого века, в тот период страна была раздроблена, и этнический национализм, в рамках которого впервые начали упоминаться национальные идеи, был необходим, чтобы собрать и объединить общество по культурному принципу, превозмогая территориальную разобщенность.
В философских трудах Гегеля также присутствует нечто похожее на национальную идею, только сам автор назвал этот прообраз «народным духом» (Volksgeist). Народный дух считается проекцией Абсолютного Духа (высшее живое существо, Бог), и эмпирически проявляется в лице народа или нации. У каждого народа свой Volksgeist, и своим взаимодействием эти «народные духи» движут историю и вершат исторические события руками людей. Именно идеи Гегеля в дальнейшем прижились в России девятнадцатого века и использовались обществом славянофилов для формирования «русской идеи».
Но по мере развития общества, усложнения социальных связей внутри него менялась и сама структура национальной идеи. Изначально национальная идея выполняла роль «цемента», который мог склеить разрозненное общество так же крепко, как религия, но при этом апеллируя не только и не столько к Богу, но и к общему культурному фону. Но уже к концу девятнадцатого века и к началу двадцатого национальная идея начала пополняться не только гуманистическими ценностями, но и мифологиями, которыми обрастали национальные характеры в глазах самих людей. Идеи об избранности одних наций и о ненужности других также легко приживались, когда национальная идея становилась не вектором, а инструментом политического режима, что приводило к трагическим последствиям, таким как обе мировые войны.
Идея или идеология?
Национальную идею часто путают с идеологией. Обе они выражают системы ценностей, расширенные до размера всеобщих, обе могут быть национальными. Но различия все же есть даже на уровне масштаба этих систем смыслов.
Идеология — это комплекс идей, сложная система, которая может выражать идеалы и ценности различных субъектов общественной жизни: людей, групп, сообществ, социальных классов, политических партий. То есть, национальная идея вполне может быть частью национальной идеологии.
Национальная идея же более емкая и однозначная. Изначально предполагается, что она равнозначно важна для всех, кто причисляет себя к определенной нации, но сегодня многие философы уже говорят о необходимости расширения национальных идей в сторону инклюзивности — подобный запрос появился в связи с ростом миграции населения во всем мире.
Комментарии
Комментировать