Когда вы учитесь, вам сложно запоминать информацию, использовать новые инструменты, перенимать чужой опыт? Не спешите винить во всем свою лень или программу обучения. Сначала проверьте, не срабатывают ли здесь когнитивные искажения. Рассказываем, какие из этих ошибок мышления мешают нам учиться и как с ними справиться.

Предвзятость подтверждения

Фактически это склонность к подтверждению своей точки зрения. Особенно сильно она мешает при повышении квалификации — когда мы не учимся с нуля, а только обновляем свои знания. Почему так происходит?

Любое обучение заставляет нас пересмотреть, хотя бы частично, свои представления и подходы. Но наш мозг этому сопротивляется. Мы считаем человека, который предлагает альтернативную точку зрения, заведомо неправым — просто потому, что он думает иначе.

У этого искажения есть и другой эффект. Из всей информации, которую мы получаем во время обучения, запоминается только совпадающая с нашими исходными представлениями о том или ином вопросе. То есть мы не развиваемся, а остаемся на том же месте. Причем такая предвзятость памяти может срабатывать, даже если в целом мы нейтрально относимся к тому, что нам говорят.

Что делать?

  • Если в какой-то момент обучения вы думаете, что новая технология или инструмент хуже старого, спросите себя почему. Возможно, это и правда так — но тогда у вас должны быть аргументы, основанные на фактах, а не на нежелании переучиваться.

  • Выбирайте те программы и курсы, авторам которых вы действительно доверяете. В этом случае вам будет легче признать чужую правоту.

  • Экспериментируйте. Привыкните пересматривать свой опыт, пробовать новое — и оно перестанет вас пугать.

Отклонение в сторону статус-кво

Этот эффект похож на предвзятость подтверждения, только мы отрицаем не истинность чужого мнения, а необходимость каких-либо перемен вообще. Мы не хотим осваивать новые программы — зачем, ведь старые и так работают. Или всерьез воспринимать спикера, который рассказывает на конференции об инновациях в нашей области.

Не сопротивляясь этому искажению, мы фактически отвыкаем учиться. Нам становится все сложнее повышать квалификацию, изучать новые навыки. Само по себе обучение начинает казаться ненужным — ведь мы можем прожить и так.

Что делать?

  • Думайте об учебных задачах как о внедрении изменений — так вы сможете работать с корневой проблемой. Например, снизить стресс и тревогу, вызванные переменами, или прокачать навыки, которые помогут принимать новое.

  • Опирайтесь на факты. Почему вы считаете, что новый метод хуже старого? На каких данных вы основываетесь? Попробуйте разобраться в этом. Если вы поймете, как конкретные знания и навыки сделают вашу жизнь лучше — в любых аспектах, — это мотивирует вас и поможет пересмотреть свой опыт.

Закон инструмента

Он же «золотой молоток», или «молоток Маслоу». Люди, которые подвержены этому искажению, регулярно выбирают для решения множества проблем один и тот же инструмент. Например, менеджер всегда использует один стиль руководства, не учитывая специфику задач разных команд, опыт сотрудников и их личные качества.

Как это мешает учиться? Во-первых, нам труднее осваивать другие подходы и инструменты, даже если мы этого хотим. Вместо того чтобы подбирать решение под задачу, мы пытаемся адаптировать ее условия под привычный нам образ действий. Во-вторых, чем дольше мы используем один инструмент, тем больше убеждаемся, что это лучший вариант. Срабатывает эффект предвзятости подтверждения, и привычка становится практически непреодолимой.

Что делать?

  • Следите за инновациями в той области, в которой вы хотите развиваться. Изучайте чужой опыт, пытайтесь приложить его к своим задачам — в том числе учебным.

  • Действуйте по-новому регулярно, пусть даже в мелочах. Ходите другими маршрутами на работу, пробуйте разные форматы досуга, готовьте необычную еду. Постепенно вы привыкнете экспериментировать, и вам станет легче воспринимать новую информацию.

  • Старайтесь отталкиваться от задачи, а не от инструмента. Анализируйте ситуации, в которых «золотой молоток» не позволял добиться желаемого результата. Так вы увидите, что это не такое уж универсальное решение, как казалось.

Разрыв эмпатии

Из-за этого когнитивного искажения мы недооцениваем силу своих или чужих эмоций. Например, если обучение связано со стрессом или дискомфортом, в какой-то момент вы можете его бросить неожиданно для себя. Просто негативные эмоции окажутся сильнее вас. В других случаях они могут снизить эффективность обучения: вместо того чтобы получать знания, вы будете бороться с собственным нежеланием это делать.

Разрыв эмпатии влияет и на обучение в группах, особенно офлайн. Если кому-то из учеников некомфортно, остальные это почувствуют. К тому же неосознаваемый дискомфорт может выражаться в грубости и агрессии, что повлияет на эффективность обучения для всей группы.

Что делать?

  • Старайтесь относиться к своим эмоциям осознанно: отслеживать, что вы чувствуете в тот или иной момент, но не сливаться с этими ощущениями. Постепенно вы научитесь выражать эмоции более экологично, справляться с тревогой и стрессом, в том числе в обучении.

  • Если вы занимаетесь в группе, попробуйте проговаривать свои эмоции, чтобы они не стали для окружающих сюрпризом. Конечно, лучше всего, чтобы учебная группа была знакомой — например, команда на работе.

  • Принимайте взвешенные решения. Перед началом обучения постарайтесь узнать все о формате, преподавателях, программе. Есть ли что-то, что может вас возмущать или раздражать? Сможете ли вы с этим справиться, или лучше выбрать другой курс? А если в процессе обучения вы захотите все бросить, здесь тоже не стоит торопиться. Подумайте: вы точно этого хотите, или за вас говорят страх, стресс, усталость?

Эффект IKEA

Мы больше ценим то, что сделали сами, особенно если результат хотя бы в какой-то степени оправдал наши ожидания. Поэтому, например, во время обучения нам часто хочется перейти к практике, пропустив теорию. Поддавшись этому желанию, мы начинаем учиться и действовать непоследовательно и менее эффективно — нам просто не хватает знаний.

Кроме того, может казаться, что наши усилия придают большую ценность результату объективно, а не только в нашем восприятии. Это мешает работать с негативной обратной связью при обучении, что приводит к стрессу, повышает уровень тревоги и может даже спровоцировать синдром самозванца.

Что делать?

  • Используйте преимущества эффекта IKEA. Не игнорируйте практические задания, не выполняйте их спустя рукава — так результаты обучения будут выше. Но и не забывайте о теории!

  • Относитесь к своим результатам как к промежуточным. Хорошо, что вы их достигли и можете себя похвалить — но это не значит, что на них нужно останавливаться.

  • Активно включайтесь в работу с теорией. Старайтесь не просто слушать или читать материал, а пропускать его через себя — выделять главное, уточнять непонятные моменты у преподавателя, даже просто делать конспекты. Так вы почувствуете, что действительно приложили усилия для усвоения новых знаний.