Учиться в стрессе часто бывает трудно: сложно сосредотачиваться, запоминать материал, сохранять мотивацию. Но иногда стресс, наоборот, помогает в обучении. Как понять, когда он вредит, а когда приносит пользу? И как снизить уровень стресса для учеников, если это все-таки нужно? В своей лекции «Обучение и стресс» об этом рассказала Соня Смыслова, сооснователь и куратор школы для специалистов сферы образования School of Education, автор книги «Проектирование образовательного опыта». Делимся основными тезисами.

Соня Смыслова

Сооснователь и куратор школы для специалистов сферы образования School of Education, автор книги «Проектирование образовательного опыта»

Что такое стресс?

Для начала давайте определимся с терминологией. Что такое стресс? Наверняка вы знаете, что он бывает не только негативным. Есть 2 его вида: дистресс и эустресс. В обычной жизни мы чаще имеем в виду дистресс, то есть «плохой» стресс.

Selye H. (1975) Confusion and Controversy in th...

Selye H. (1975) Confusion and Controversy in the Stress Field, Journal of Human Stress, 1:2, 37-44, DOI: 10.1080/0097840X.1975.9940406

Дистресс чаще всего связан с чем-то внешним. Это может быть потеря, насилие, неудача, конфликт — все, что вызывает у нас негативные эмоции. Однако дистресс также может быть связан с собственно процессом обучения.

Эустресс бывает позитивным и мобилизующим. В первом случае его вызывают положительные эмоции, во втором — негативные события.

И дистресс, и эустресс могут влиять на память, усвоение, концентрацию, а также социально-эмоциональное поведение.

Стресс и обучение

Итак, любой стресс может быть вызван:

  • внешними факторами (external);

  • самим процессом обучения (internal).

В обучении важно понять, является ли стресс частью образовательного процесса (то есть возникает ли он в процессе обучения) или это что-то внешнее. Но есть и другой значимый фактор — длительность. Кратковременный интенсивный стресс может пойти на пользу, в то время как хронический только усложнит обучение.

Возьмем условного Петю, который решил поучиться. Если стрессовое событие происходит с Петей во время обучения, то в сравнении с контрольной группой Петя лучше запомнит информацию, которую получил в этот момент. Если же стрессовое событие произошло незадолго до того, как Петя появился на занятиях, то он хуже усвоит материал, чем контрольная группа. Все дело в том, что стресс в процессе обучения стимулирует запоминание, а до обучения ограничивает способность мозга перемещать информацию из кратковременной памяти в долговременную.

На базе Joëls M., Pu Z., Wiegert O., Oitzl...

На базе Joëls M., Pu Z., Wiegert O., Oitzl M., Harm J., Krugers H. (2006) Learning under stress: how does it work? Trends in Cognitive Sciences, Volume 10, Issue 4, pages 152–158, https://doi.org/10.1016/j.tics.2006.02.002

Но есть еще и хронический стресс. Здесь все обстоит сложнее.

Если наш Петя не страдает хроническим стрессом и у него все хорошо, то он лучше справится с заданиями и нагрузкой, с удовольствием прочитает дополнительный материал на досуге и отлично запомнит информацию.

Если же Петя испытывает хронический стресс, то его оперативная память не справится с нагрузкой. Петя будет постоянно отвлекаться, ему будет сложнее запоминать изученное.

Для проектировщиков занятий это означает одно: прежде всего нужно работать не с концентрацией, а с памятью.

Какие учебные стратегии помогут ученикам при стрессе?

Снижаем позитивный стресс

Сокращаем «остальной» стресс, который в иных обстоятельствах мог бы фасилитировать обучение, но в комплексе с хроническим стрессом будет давать негативный эффект.

Как это сделать:

  • отказаться от методики «обучение от ошибки»;

  • снизить уровень автономности;

  • плавнее наращивать сложность.

Разгружаем оперативную память

Снижаем когнитивную нагрузку за счет еще более простых инструкций, примеров, использования одного источника информации, а не нескольких, совмещения модальности и других эффектов когнитивной нагрузки. Эти приемы подробно изложил нейрофизиолог Джон Свеллер в своей книге «Cognitive Load Theory» («Теория когнитивной нагрузки»).

Как это сделать:

  • перестать давать открытые задачи;

  • дать примеры, референсы, частично заполненные примеры;

  • избегать избыточности и разделенного внимания (использования разрозненных источников информации).

Рефлексируем личные стратегии копинга

Каждый человек реагирует на стресс по-своему. В процессе обучения можно помочь студентам осознать стресс и осмыслить стратегии, которые помогут с ним справиться (coping strategies).

Как это сделать:

  • практиковать рефлексию;

  • избегать изолированного обучения;

  • оказывать индивидуальную поддержку.

Создаем циклы повторения

Так мы поможем информации «переехать» в долгосрочную память из краткосрочной и обратно. В идеале повторение должно происходить через retrieval practice — когда задание побуждает «достать» из долгосрочной памяти знание через какое-то время.

Как это сделать:

  • внедрять цикличное обучение;

  • давать больше дробной практики (декомпозиция задач);

  • постараться избегать ситуаций, когда студент разбирается в материале без поддержки группы или преподавателя.

Фокусируемся на социально-эмоциональном

Хронический стресс влияет на имеющиеся навыки социально-эмоциональной регуляции и мешает их развитию. Поэтому, чтобы помочь студентам снизить стресс, важно фокусироваться на этом аспекте.

Как это сделать:

  • использовать позитивные примеры;

  • проводить занятия по управлению учебным стрессом;

  • игнорировать или исключить эмоции из учебного процесса.

Стресс и смысл жизни

Образовательный процесс — это всегда трансформация человека. Он подталкивает студента к постоянному изменению своей личности, взглядов, интересов. Это затрагивает и вопрос смысла жизни.

С точки зрения психологии наличие смысла — один из важных аспектов ментального благополучия. Однако в условиях хронического стресса, вызванного чем-то вне процесса обучения, студент может потерять смысл этого процесса и своей деятельности вообще.

На фоне такого стресса возникают две ключевые потребности, которые Лорен Паркс, исследователь в области психологии, назвала «2 великих желания». Это, во-первых, принадлежность к понимающему (inclusive) сообществу, группе, а во-вторых — желание проявить свою личность, агентность (make a difference).

Какой тогда должна быть образовательная среда?

Пространство агентности

Важно давать ученикам возможность включаться в проектирование образовательной среды. Для этого можно использовать следующие инструменты:

  • открытый микрофон;

  • совместное проектирование;

  • проектное обучение;

  • обучение на рабочем месте.

Но стоит избегать строго заданного учебного маршрута. Хотя, конечно, эта стратегия может снизить автономность студента — ему не нужно будет думать, как и куда двигаться дальше — и тем самым помочь ему с нейробиологической точки зрения.

Пространство сообщества

Уходим от индивидуальных траекторий в пользу кооперативных ситуаций. Тут нам могут помочь такие инструменты:

  • групповые, а не индивидуальные проекты;

  • коучинг, тьюторство, peer-to- peer, бадди (напарник).

Могут возникнуть сложности при самообучении, когда студент изолирован и одинок. При переоценке собственной жизни и смысла учиться в одиночку сложнее, чем в поддерживающем сообществе.

Пространство принятия

Намеренно создаваемая среда принятия и проявления, поддержка учащихся в высказывании своих мыслей, позиций. Инструменты, которые могут помочь:

  • дебаты;

  • личные кейсы («вечер неудач»).

При этом важно убрать излишнюю шаблонизацию и не загонять студента в строгие рамки, не давая пространства для творчества.

Все эти инструменты и техники можно объединить в 2 основные стратегии.

1. «Контейнирующая» стратегия, остров утопии и поддержки:

  • надпрограммная деятельность (совместные мероприятия, события, выезды, походы, конференции);

  • социальное пространство (библиотека, комната встреч, Zoom-переговорка);

  • пространство самовыражения (выставки, творческая деятельность, личные интересы).

2. «Агентирующая» стратегия, платформа для деятельности:

  • рефлексия о зоне доступного влияния (например, участие в экологических инициативах);

  • отражающаяся на мире учебная деятельность (проекты, связь с локальным сообществом, взаимодействие с природой);

  • пространство размышления и диалога (дискуссионные учебные стратегии на уровне институции).