Экология сегодня — необходимый, почти вынужденный тренд. Так или иначе, за каждым тянется углеродный след, совокупность выбросов парниковых газов в результате ежедневной человеческой деятельности. Поэтому неудивительно, что сократить его стараются как активисты-одиночки , так и целые государства и отрасли. Одна из таких отраслей — индустрия массовых мероприятий, чей смысл, казалось бы, в том, чтобы человек забывал о проблемах окружающего мира. Сейчас этот посыл меняется: погружаться в фестивальную стихию предлагают так, чтобы не создавать миру новых проблем.
Теплее, еще теплее
Перепотребление и продиктованное им перепроизводство уже оказало сильнейшее влияние на нашу планету, приведя к изменению климата. Это во многом вынудило международное сообщество в 2015-м взять на себя обязательство по установлению максимально допустимого предела повышения температуры в 1,5 градуса по Цельсию (так называемое Парижское соглашение).
Последовавшие за этим меры государственного регулирования удачно наложились на всевозможные корпоративные стратегии устойчивого развития, более известные под аббревиатурой ESG.
К решению проблем экологии и климата подключились модная и пищевая промышленности, добывающая и перерабатывающая отрасли. Спортивная индустрия, генерировавшая, по данным Rapid Transition Alliance за 2020-й, до 0,6% мировых выбросов, сегодня всеми силами организует просветительские акции, направленные на сокращение экологической нагрузки, и активно включается в процесс переработки отходов.
Сегмент отходов здесь упомянут не просто так. Согласно докладу Methane Matters от экспертов Changing Markets и GAIA, он занимает третье место в списке крупнейших источников антропогенных выбросов метана с долей в 20% (сельское хозяйство — 40%, энергетика — 35%). Причем использование раздельного сбора мусора, вторичной переработки и компостирования могут снизить выбросы этой отрасли на 1,4 млрд тонн углекислого газа в год.
Разумеется, генерация отходов, да и в целом нагрузка на окружающую среду больше там, где больше людей и где они активнее всего используют блага цивилизации (или создают их). Помимо условных производств и ферм, обрабатывающей промышленности и олимпиад — это, например, фестивальная отрасль.
Грязные танцы
Насколько велик масштаб проблемы?
В одной только России, по данным портала Allfest.tu, устраиваются более 100 тыс. мероприятий самой разной направленности в год. Из них более 2 тыс. музыкальных. Десятку крупнейших фестивалей ежегодно посещают более 1 млн гостей. А по данным организаторов музыкального фестиваля «Dobrofest», на одном лишь фестивале с 15 тыс. зрителей производится от 100 до 300 (это 300 000 литров) кубометров твердых коммунальных отходов, более 50 тыс. пластиковых бутылок и тарелок, более 40 тыс. алюминиевых банок.
Другими словами, нагрузка на окружающую среду — огромна. Помимо отходов, углеродный след образуется из-за транспортной нагрузки и затрачиваемой на мероприятия энергии.
Не сказать, что на проблему закрывают глаза. В мире действует стандарт организации устойчивых мероприятий ISO 20121:2012, применение положений которого призвано обеспечить позитивное наследие после всевозможных событий разного масштаба, от Олимпийских игр до локальных городских концертов. В 2014 году аналог этого стандарта появился и в России. Запускаются целые проекты вроде «Фестивальной экологики», обсуждаются меры по запрету на использование одноразовых товаров в 2024 году.
Однако все это либо в процессе, либо только будет реализовано в будущем. Сегодня же интересно посмотреть на то, как сами организаторы фестивалей работают с повесткой устойчивого развития и сокращают углеродный след.
Углеродно-нейтрально, экологично-положительно
Flow. Небольшой, практически камерный проект, за 20 лет ставший одним из главных массовых мероприятий Скандинавии. Он же — один из первых углеродно-нейтральных фестивалей в мире, разработавший собственную программу устойчивого развития Sustainable Flow.
Вместе с
Burning man. Один из самых известных в мире фестивалей в
Однако по результатам подсчетов создателей фестиваля выяснилось, что его организация «обходится» в 100 000 тонн углекислого газа. Связано это с потреблением энергии, транспортировкой, поставкой провизии и одной из главных традиций мероприятия — сжигать временные произведения искусства после окончания фестиваля. Как ответ на эти данные, организаторы опубликовали дорожную карту до 2030 года. Заявляя, что нет универсальных и на 100% эффективных путей достижения цели, саму цель они видят в том, чтобы стать углеродно-отрицательными, на что может потребоваться куда больше 7 лет. В конце концов, пишут авторы, Apple и Google углеродно-нейтральны или стремятся к этому, а буддийское королевство Бутан уже давно углеродно-отрицательно.
Среди возможностей и планов — широкий спектр известных на сегодня современных экотехнологий: лесовосстановление, пилотный проект по солнечной энергетике, контроль за отходами и многое другое, включая поощрение художников рассмотреть альтернативы сжиганию собственных произведений искусства.
ЭКОЧЕЛЛА. Самый свежий пример из подборки. Созвучный с Coachella — одним из самых известных фестивалей в мире — это мероприятие, прошедшее в конце прошлого года, интересно самим своим форматом. Его создатели из компании СИБУР использовали социальные сети, чтобы объединить неравнодушных к экологии людей, проекты и компании. Таким образом, прямой и косвенный углеродный след тут оказался ограничен энергией, которую потребляют компьютеры и смартфоны. Получилось безотходное массовое мероприятие.
Темой для фестиваля стала сама экология и экологичное поведение. Материалы о полезных привычках и сервисах, психологии и мотивации, переработке пластика и том, что из него получается, объединились в лейтмотив — экология необходимый, но не вынужденный, а естественный тренд.
Комментарии
Комментировать