Отвлекаемся мы не только из-за внешних обстоятельств в виде шума на улице или находящихся с нами людей. Порой наш фокус сбивается из-за наших же собственных мыслей. Делимся 10 советами о том, как меньше отвлекаться.

Выделите задачи по категориям «важное и срочное», «важное, но не срочное», «срочное, но не важное» и «неважное и несрочное». Сконцентрируйтесь на делах из первой группы, не тревожась по поводу остальных.

Порой нас отвлекают мысли о том, что нужно успеть все. Но это иллюзия: списки дел бесконечны, и наша задача — понять, что из этого действительно важно, и отфильтровать то, что не имеет значения. Для этого можно использовать матрицу Эйзенхауэра, которая кратко описана в карточке.

Когда вы определите наиболее важные и срочные дела, их может быть по-прежнему много для вас. Проверить их значимость помогает квадрат Декарта. Ответьте на четыре вопроса:

  • Что будет, если это произойдет? (Плюсы от выполнения.)

  • Чего не будет, если это произойдет? (Минусы от выполнения.)

  • Что будет, если этого не произойдет? (Плюсы от невыполнения.)

  • Чего не будет, если это не произойдет? (Минусы от невыполнения.)

Так вы можете оценить степень срочности и важности.

Возможно, задача слишком сложна для вас и ее нужно разбить на части. Или же вам, наоборот, слишком легко и вы не придаете значения этому делу. Поняв причину, вы можете изменить план работы.

Если вы отвлекаетесь из-за скучных дел, попробуйте выполнять их по частям и переключаться с них на что-то более интересное. Хотя здесь универсального совета нет: кому-то проще выполнить неприятное дело сразу и забыть о нем. Поэтому важно понять причину ваших постоянных отвлечений.

Приучите себя проверять социальные сети и почту в определенное время. Если вы выполняете какую-то задачу, постоянно отвлекаясь на сообщения, то тратите время еще и на переключения с одного на другое. По возможности сократите количество уведомлений.

Записывайте всплывающие в голове неважные дела в список «сделать позже». Это сохранит фокус и поможет не забыть о них. Допустим, вы работаете из дома и в голову лезут посторонние дела, например постирать вещи, полить цветы и так далее. Все это можно записать в «later list» и не держать в голове.

И заполните это время отдыхом или простыми задачами. Такие часы есть у каждого. Определить их можно благодаря наблюдению за собой в течение рабочей недели. Каждый час отмечайте от 0 до 10 уровень своей производительности, бодрости. Вы можете заметить, что, например, к 4 часам дня вам уже сложнее концентрироваться. Значит, нужен перерыв или меньшая нагрузка.

Установите приложение-трекер на смартфон и посмотрите, сколько времени уходит на социальные сети. Вы можете ужаснуться результатам, зато станете задумываться, беря очередной раз в руки телефон, чтобы просмотреть ленту. Есть приложения, которые устанавливают лимиты на пользование определенными приложениями.

Если вы много и долго работаете, это не означает, что вы успеваете больше. Согласно закону Паркинсона, работа заполняет время, отпущенное на нее. И вы будете тратите время на бесполезные занятия и растягивать дела. Когда же перед нами стоит дедлайн, мы начинаем фокусироваться и избегать отвлечений.

Возникла мысль проверить ленту в социальных сетях — запишите ее в заметках и вернитесь к работе. Так вы сможете избавиться от навязчивых мыслей и не концентрироваться на них. Этот способ отличается от «later list», так как эти дела вам не нужно выполнять вовсе.

Закройте лишние вкладки, удалите ненужные приложения и файлы с рабочего стола. Если у вас открыто множество вкладок, среди которых — YouTube, интернет-магазины и другие, не связанные с работой, то, конечно, волей-неволей вы отвлекаетесь, а развлекательное приложение на главном экране телефона будет вас привлекать. Чем меньше поводов для отвлечения и ненужных изображений, тем лучше.

Планируйте дела с учетом того, что вам нужно время на отдых. Возможно, вы отвлекаетесь потому, что ваш мозг уже требует отдыха и снижает концентрацию. Необязательно выделять себе целый час посреди рабочего дня. Делайте 15-минутные перерывы между задачами, но не используйте это время для чтения новостей или проверки социальных сетей. Иначе вы загружаете себя дополнительной информацией.