Танго — страстный и драматичный танец, который не теряет своей популярности на протяжении десятилетий. Сегодня его танцуют на международных конкурсах, а сложные движения и страстные ритмы вызывают восторг. Но около столетия назад танец вызывал праведный гнев моралистов. Разбираемся, какой путь танго прошло до наших дней.

Трущобные танцы

Официальным временем рождения танго считаются 80-е годы девятнадцатого века. Зародилось оно на территории Рио де Плата, на границе Аргентины и Уругвая, где сливаются река Парана и реки Уругвай. В дельте, где эти реки направлялись в Атлантический океан, проживало смешанное население: испанцы, африканцы, креолы, коренное население, и танго стало результатом соединения этих культур.

Танго родилось в бедных портовых районах этих стран в результате сочетания праздников кандомбе, испано-кубинской хабанеры и аргентинской милонги. В основу легли африканские ритмы, исполнявшиеся на крупных барабанах, ставшие музыкальной традицией кандомбе, которая на тот момент уже насчитывала несколько десятилетий.

Кандомбе — это стиль музыки и танца, зародившийся в Уругвае среди потомков освобожденных африканских рабов. По словам Джорджа Рида Эндрюса, историка чернокожих сообществ Латинской Америки, после середины 19-го века молодые чернокожие люди начали отказываться от кандомбе в пользу занятий европейскими танцами, такими как вальс, шоттиш и мазурка. Следуя этому новому повороту, другие уругвайцы начали подражать шагам и движениям. Называя себя Лос-негрос, представители высшего класса белого населения в 1860-х и 1870-х годах выступали с «черным лицом» и каждый год организовывали одно из карнавальных шествий.

Как выглядит кандомбе сегодня

Афро-уругвайцы устраивали танцы кандомбе каждое воскресенье и по особым праздникам, таким как: канун Нового года, Рождество, Святой Бальтазар, Пресвятая Дева Розария и Святой Бенито. Они разжигали костер, чтобы разогреть барабаны, и играли музыку кандомбе, особенно ночью в некоторых районах, таких как Баррио Сур и Палермо в Монтевидео.

Слова «танго» и «тамбо» в районе бассейна реки Плато первоначально использовались для обозначения музыкальных сборищ рабов, и существуют письменные свидетельства того, что колониальные власти пытались запретить такие развлечения еще в 1789 году.

Эта яркая музыкальная и танцевальная традиция смешивалась с испанской культурой белых переселенцев, в частности, с милонгой и вальсами. Вот только изначально такой фьюжн практиковался не в танцевальных залах и не на балах, а в борделях и барах портов, где владельцы часто нанимали группы кандомбе для развлечения своих посетителей.

Первоначально танго было всего лишь одним из многих танцев, но усилиями уличных театров и странствующих музыкантов, оно быстро проложило свой путь от трущоб и портовых забегаловок в жилища среднего класса, а оттуда — дальше, за пределы Аргентины и Уругвая, пароходами, в памяти иммигрантов.

Культурный шок и новая мода

Танго начало распространяться по всему миру около 1900 года. Тогда танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса путешествовали по Европе.

Культурные нормы в те годы, как правило, были консервативными, и поэтому танец часто сталкивался с критикой моралистов. Его считали до неприличия сексуализированным — еще бы — танцоры стояли вплотную друг к другу, при движении постоянно соприкасались корпусами и бедрами, так что в этом «обжимании под музыку» почти не угадывалось происхождение танго от «благородных европейских танцев». Но для представителей более молодых поколений танго стало глотком свежего воздуха. Это привело к феномену культурного шока. Кроме того, сочетание африканских, индейских и европейских культурных влияний в танго было новым и необычным для большей части западного мира. Уже в 1910 появились первые мелодии для танго, созданные известными композиторами, а в 1915 весь мир охватила «лихорадка танго».

Она началась в танцевальных холлах Парижа, затем распространилась на Лондон, Берлин, Вену, даже прошлась по Скандинавии и, конечно, отправилась в США.

Танго вызывало споры из-за его предполагаемого сексуального подтекста, и к концу 1913 года учителя танцев, которые познакомили Париж с танго, были изгнаны из города. К 1914 году вскоре были разработаны более аутентичные стили танго, наряду с некоторыми вариациями, такими как танго «Менуэт» Альберта Ньюмана, которым было проще вписаться в строгие нравы. Если ранние танго были энергичными и оживленными, то к 1920 году музыка и тексты песен стали очень меланхоличными.

С самых первых дней своего существования в глобальном контексте, танго ассоциировалось не только со страстью или сексуальностью, но и в большей степени с бунтом и свободой. И неминуемо этот танец стал вписываться и адаптироваться под окружающие его реалии.

Танго в ритме жизни

Хоть танго и стало глобальным феноменом, оно все же сохраняло связь со своими культурными корнями в Аргентине и Уругвае.

В Аргентине наступление в 1929 году Великой депрессии и ограничения, введенные после свержения правительства Иполито Иригойена в 1930 году, вызвали временный спад популярности танго. Населению на несколько лет стало не до танцев.

Позже, в 1930-х годах, все изменилась, и танго снова стало широко модным. В рамках политики Перона когда-то танец из трущоб стал предметом национальной гордости, что, в свою очередь, оказало большое влияние на аргентинскую культуру в целом. Важную роль в этом сыграл композитор Мариано Морес в 1950-х годах. Премьера «Такито милитар» Мореса состоялась в 1952 году во время правительственной речи президента Хуана Д. Перона, которая вызвала сильную политическую и культурную полемику между различными взглядами на понятия «культурной» музыки и «популярной» музыки.

Еще одной важной фигурой в истории танго является композитор Карло Гардель. Его авторству принадлежит одна из самых популярных мелодий танго «Por una Cabeza», которую вы могли слышать в «Запахе женщины», «Списке Шиндлера» и других фильмах.

Фрагмент из фильма «Запах женщины»

Танго снова пришло в упадок в конце 1950-х годов в результате экономической депрессии и запрета публичных собраний военными диктатурами; музыкальные вечера танго приравнивались к общественным собраниям. Это, косвенно, повысило популярность рок-н-ролла. Однако в конце 1980-х танго вновь пережило возрождение в Аргентине, отчасти благодаря усилиям Освальдо Передо, ставших популярными исполнителями музыки танго в Латинской Америке и за ее пределами.

В 2009 году танго было внесено в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.