Система образования с трудом выбирается из вынужденного дистант-формата, на улицах протестуют студенты, а в разгар летней приемной кампании все снова и снова спорят о роли ЕГЭ в жизни школ, вузов и семей. Образование остается ключевой темой в жизни многих, новые изменения в нем неизбежны, а говорить о его развитии одновременно и просто, и непросто. Вместе с руководителями новой магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» разбираемся, что такое доказательный подход и кто, кому и что должен доказать в образовании.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/053/594/image/base_55cb290d63.jpg)
Ксения Романенко
Соруководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования», сотрудник лаборатории «Развитие университетов», преподаватель Института образования НИУ ВШЭ
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/053/596/image/base_748a2b214c.jpg)
Алексей Егоров
Соруководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования», сотрудник лаборатории «Развитие университетов», преподаватель Института образования НИУ ВШЭ
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Можно ли сравнивать школьников из разных стран? Как ЕГЭ повлиял на образовательные возможности подростков? Кого нужно спросить перед тем, как провести реорганизацию университета? Какие уроки системе образования в целом преподал экстренный переход на дистанционный формат? Отвечать на такие вопросы всегда трудно. С одной стороны, образование касается всех: каждый соприкасался с системой образования как участник, а многие и как преподаватели и администраторы. А это значит, что почти у каждого есть представление о том, куда школьному, вузовскому или дополнительному образованию стоит двигаться. С другой стороны, образование — и как процесс, и как система — устроено по-настоящему сложно.
Образование можно объяснить одновременно через целый набор теоретических и практических линз: от этики, педагогики и психологии через историю и социологию к экономике и управлению. А если речь идет об образовательных реформах, политиках, изменениях и даже просто о запуске новых образовательных проектов, то куда стоит смотреть и кого слушать, чтобы оценить их эффективность или пользу?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/053/593/image/base_a7f5146cc8.jpg)
Идеальных решений нет, но есть так называемый доказательный подход в образовании. Его аналогом является доказательная медицина, о которой сейчас много спорят. Русский термин является переводом англоязычного «evidence-based» — соответственно, речь идет о том, чтобы решение о реформе образовательной организации или внедрении нового педагогического инструмента принималось на основе доказательной базы, а не на основе сложившихся традиций, текущей конъюнктуры или личных мнений. Эта доказательная база может включать в себя данные разных типов, а также результаты исследований, проведенных на основе этих данных.
Например, для внедрения практик поддержки разных групп абитуриентов нужно сначала посмотреть на данные образовательной миграции молодежи, а перед реорганизацией вуза — провести интервью с преподавателями, студентами и администраторами, чтобы узнать их планы и опасения.
Данные для понимания образования могут быть и качественными, и количественными. Использование данных фитнес-трекеров позволяет узнать о повседневности школьников, а выгрузка данных «ВКонтакте» — об их вкусах в литературе. Увидеть взаимодействие сельских школ и местных сообществ поможет старое доброе этнографическое наблюдение, а оперативно оценить эффекты перехода на
Безусловно, не любые данные и исследования могут использоваться в качестве доказательной базы для разработки и реализации образовательной политики
Во-первых, данные, на основе которых принимаются решения, должны быть правильно собраны. Например, если речь идет о выборочном обследовании, то используемая выборка должна быть репрезентативной, то есть правильно отражать все пропорции генеральной совокупности. Во-вторых, используемые для выработки политики исследования должны быть проведены с использованием подходящей методологии. Кроме того, исследователи отмечают, что при сборе данных и проведении таких исследований важно учитывать социальные и культурные контексты.
Является ли доказательный подход абсолютным благом?
Если использовать его слишком прямолинейно, то даже наоборот. Исследовательница Татьяна Хавенсон в своей диссертации приводит примеры неправильного использования доказательного подхода. Так, данные международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS) стали использоваться для того, чтобы перенимать образовательные практики у стран, где школьники демонстрируют наиболее высокие баллы в этих испытаниях. Однако без учета культурных особенностей разных стран и того, что взаимовлияние разных факторов не равно причине и следствию, подобное использование данных в образовании становится некорректным.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Для демонстрации того, как разные исследования приходят к разным выводам, разберем кейсы, когда использование данных легло в основу настоящего доказательного развития образования.
Одним из примеров доказательного подхода в образовательной политике является использование результатов исследований для разработки программ, связанных с вложением дополнительных финансовых ресурсов в сферу образования.
Особенностью глобальной образовательной политики, проводимой в 80–90-е годы прошлого века различными международными организациями, такими как Всемирный банк, в развивающихся странах, является ее ориентация на детей дошкольного и школьного возраста. Проекты, связанные с ранним развитием детей, модернизацией начальной и средней школы, получали относительно большие объемы финансирования по сравнению с проектами, ориентированными на другие уровни образования.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/053/595/image/base_4f7ee20f29.jpg)
Такой фокус образовательной политики имел под собой доказательную основу. В частности, политики опирались на эмпирические и теоретические исследования экономической отдачи от инвестиций в образование. Результаты таких исследований, проведенных на основе больших массивов данных по разным странам, свидетельствовали о том, что отдача от образования убывает с ростом уровня образования. Иными словами, каждый дополнительный доллар, вложенный в начальное образование, имеет относительно больший положительный эффект как на последующие образовательные и карьерные успехи отдельного человека, так и на благосостояние региона или страны в целом.
Таким образом, исходя из этой доказательной базы, для международной организации, целью которой является, например, борьба с бедностью в отдельно взятой стране, оптимальной будет стратегия, в рамках которой большая часть доступных ресурсов направляется на развитие начальных уровней образования в этой стране.
Продолжая разговор о борьбе с бедностью и неравенством, стоит вспомнить одно из самых влиятельных исследований — «Равенство возможностей в области образования», также известное как «доклад Коулмена». Опубликованное в 1960-х, оно оказало существенное влияние на развитие образования, так как показало, что для успеха школьников важны не столько ресурсы школы, ее финансирование или оборудование, сколько бэкграунд семьи и влияние соучеников. Исследование, переключив внимание с ресурсов, которые вкладываются в образование, на результаты, показало, насколько сильное влияние на образование оказывает неравенство семей, и в итоге привело не только к десегрегации школ в Соединенных Штатах, но и к формированию движения за эффективность школ во всем мире.
Таким образом, исследования действительно могут стать основой для развития образования, а вместе с ним и толчком к изменениям в жизни многих и многих людей.
Комментарии
Комментировать