Многие сервисы онлайн-образования предлагают студентам помощь с трудоустройством. Но данные о том, сколько выпускников действительно смогли найти работу после обучения, непрозрачны. В таких условиях студенту сложно понять, где он действительно получит результат, а не пустые обещания. НИУ ВШЭ на примере Яндекс.Практикума провел исследование и выяснил, сколько выпускников образовательных сервисов трудоустраивается по новой специальности после окончания обучения. Вместе с Михаилом Яновичем из Яндекс.Практикума разбираемся, можно ли верить таким исследованиям и на какие еще данные стоит обратить внимание при выборе онлайн-курса.
С какими проблемами сталкиваются студенты при выборе онлайн-обучения
Онлайн-образование — это услуга. Студенты платят за обучение, поэтому задача образовательного сервиса — оказать услугу качественно. Если в результате обучения студент ожидает, что получит работу по новой специальности, значит, задача образовательного сервиса — дать возможность получить работу, дать знания и навыки, необходимые для этой работы. Отсюда следует ключевая метрика успеха онлайн-курса — показатель трудоустройства.
Сейчас на российском рынке онлайн-образования нет официальной статистики о том, какому количеству выпускников онлайн-курсов удалось устроиться на новую работу. Как и не существует показателей, которые отражали бы реальную эффективность образовательной программы. Студент выбирает курс по косвенным признакам. Например, смотрит на должности преподавателей, которые будут вести курс (хотя профессиональная экспертиза и умение чему-то научить — разные вещи). Также люди оценивают длительность программы и стоимость обучения. Это важные критерии, но они не дают гарантий, что выпускник получит работу. В отсутствие открытых и прозрачных данных о количестве трудоустроенных студент делает выбор либо в пользу самого дешевого курса в надежде, что он ему поможет, либо в пользу самого дорогого: чем дороже, тем лучше.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Как онлайн-образование регулируется за рубежом и у нас
На рынке онлайн-образования в США уже есть инструменты, которые вынуждают игроков сдерживать обещания. Компании проводят аудиты своих результатов трудоустройства и показывают их публично. Важно: это не реклама их услуг, а необходимость, по сути — сертификация того факта, что они умеют учить. В частности, такой аудит проводит и публикует онлайн-буткемп Thinkful.
Например, законодательство Калифорнии запрещает говорить в рекламе про результаты обучения, если это не подтверждено документально. Компании, которая нарушит запрет, грозит закрытие. Самый известный кейс — Университет Феникса. В 2019 году университет заплатил сотни миллионов долларов в виде штрафов и компенсаций из-за вводящей в заблуждение рекламы. Также в Штатах есть CIRR Standards — эта организация предоставляет стандартизированную систему оценки результатов студентов. Любой сервис онлайн-образования или школа могут присоединиться к организации и получить независимый отчет о результатах обучения. Отчет размещают в открытом доступе на сайте школы, он помогает студенту сделать осознанный выбор.
В России нет внешней организации, которая бы контролировала соответствие обещаний с рекламных баннеров реальным результатам обучения. Обещанный результат и фактический — разные вещи. Мы существуем в условиях, в которых, чтобы продать образовательную услугу, необязательно ее качественно оказывать, достаточно об этом громко и долго рассказывать.
Мы решили начать с себя и прозрачно рассказать о том, сколько наших студентов находят работу по новой специальности. Для этого мы обратились к внешней стороне — экспертам Института образования НИУ ВШЭ. Они разработали методологию и провели исследование о том, как меняется жизнь выпускников Яндекс.Практикума после обучения.
Задача нашего исследования — привить рынку новую норму, чтобы результат работы образовательной компании соответствовал обещаниям в рекламе. Это сознательное саморегулирование с целью не допустить обмана студентов и разочарования во всем рынке. Нам важно, чтобы онлайн-образование не превратилось в инфобизнес.
Появление такого отчета — важный переход рынка от начальной стадии развития к тому, что он сам себя начинает регулировать
База респондентов состояла из 796 выпускников, которые закончили учебу в Практикуме с 1 января до 30 июня 2020 года, что позволяет полноценно оценить сроки трудоустройства. Команда НИУ ВШЭ сегментировала респондентов в зависимости от целей обучения: планировал ли выпускник менять работу или нет. Сбор данных проходил с 5 по 31 марта 2021 года и включал в себя три этапа: email-рассылку с приглашением к участию в опросе, телефонный обзвон, а также рассылку SMS-сообщений.
В исследовании приняли больше половины выпускников каждого курса: фронтенд-разработчик (69,1%), веб-разработчик (53,3%), тестировщик (56,8%), аналитик данных (59,2%), специалист по Data Science (65%). Это достоверная и статистически значимая выборка.
Ключевые результаты исследования:
Среди тех выпускников, кто планировал сменить работу, ее получили 71,1% выпускников.
79% выпускников трудоустраиваются в течение 4 месяцев после завершения курса. При этом 16,3% респондента нашли новую работу еще во время обучения.
Медианная зарплата выпускника — 66 тысяч рублей. Это значит, что половина выпускников Практикума зарабатывают больше этой суммы, другая половина — меньше.
Какие данные о результатах обучения помогут сделать осознанный выбор
Вместо того чтобы верить обещаниям рекламы, проверяйте цифры.
Сколько студентов доходят до конца программы обучения. Без этой информации невозможно понять, какое число студентов стали выпускниками и попали в статистику трудоустройств. Если из сотен студентов до конца курса доходят только несколько человек, то данные об их трудоустроенности будут скорее исключением из общего правила, чем достоверной статистикой.
Сколько выпускников нашли работу в абсолютных числах, а не процентах — без этой информации невозможно оценить потенциальный размер базы исследования. Она должна насчитывать не менее 500 человек, чтобы результатам отчета можно было доверять.
Проверяйте, чтобы компания не исследовала сама себя. В исследовании должна участвовать третья сторона, как в нашем случае — Высшая школа экономики. Это обеспечит объективность.
Мы делимся результатами исследования и его методологией, чтобы любая компания могла проверить себя и показать реальный процент трудоустройств. Это позволит рынку онлайн-образования стать прозрачным, а потенциальным студентам — решиться на смену профессии и сделать осознанный выбор в пользу тех образовательных компаний, чьи результаты выше.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Комментарии
Комментировать