Один из самых востребованных навыков, которые ценят работодатели, — это умение работать в команде. От этого во многом зависит слаженность всех процессов в компании и, соответственно, результат. Необходимы такие умения, как слушать, рассматривать разные точки зрения, искать альтернативы и при необходимости конструктивно спорить. Команды формируют свои ценности, правила, установки, которым необходимо следовать каждому участнику. В то же время возникает риск, когда сотрудник перестает быть самостоятельным и становится зависим от мнения других. Т&Р разобрались в процессах формирования команд и рассказали о том, как сохранить свою идентичность при сотрудничестве с другими.

Что такое групповая динамика и как ею управлять

В психологии, социологии и теории коммуникаций изучают поведение групп и протекающие в них процессы — это направление назвали «групповой динамикой». Его основателем считается Курт Левин, который ввел этот термин. Группа рассматривается как отдельный организм со своими характеристиками. Закономерности групповой динамики можно объяснить двумя законами:

Отдельные элементы становятся единым целым

Основа формирования группы — это выстраиваемые внутри взаимосвязи. Даже если индивиды кажутся на первый взгляд совершенно разными, в группе они могут быть похожими.

Целое доминирует над его частями

Группа — это не просто несколько человек, а целостный организм со своими правилами и установками. Поэтому влиять необходимо на группу, а не на отдельного индивида.

Процесс формирования группы проходит в несколько этапов, на каждом из них происходит синхронизация отдельной личности с командой или же расхождения с ней.

1. Наблюдение

Члены команды присматриваются друг к другу и изучают особенности других, оценивают уровень вовлеченности.

2. Ближний бой

На этом этапе выстраиваются личные взаимоотношения между участниками, формируются цели и ценности. Здесь могут возникнуть трудности с принятием других мнений и взглядов.

Формирование командного мнения происходит постепенно, с установлением правил и распределением ролей. Этот процесс также делится на этапы: прецеденты, внешний опыт, критические события, требования лидера. Внешний опыт привносится в команду участниками на основе предыдущих взаимодействий. Критические события возникают во время споров. Далее члены команды синхронизируются с лидером, который четко заявляет о своих требованиях. Их принимают как данность.

3. Экспериментирование

Эта стадия предполагает распределение ресурсов команды, но велика вероятность возникновения конфликтов.

4. Эффективность

Группа начинает действовать в соответствии с установленными внутри нормами.

5. Зрелость

Члены команды начинают действовать вместе, не причиняя при этом вреда друг другу. Сплоченные команды отличаются приверженностью участников выполняемой работе и удовлетворением от нее. Они воспринимают командные успехи как собственные. Отношения внутри команды часто выходят за рамки деловых и превращаются в личные.

Участникам команды необходимо сохранить свою идентичность и в то же время действовать в рамках установленных правил и ориентироваться также на взгляды других. Однако некоторые становятся слишком зависимыми от остальных и не могут отличить, где мнение других, а где — их собственное. Другая крайность — нежелание принимать чужие точки зрения и стремление взять все под собственный контроль, и это может навредить другим.

«Качества, которые делают людей полезными для высокопроизводительных команд — драйв, целеустремленность, перфекционизм, высокие ожидания и интеллект, — могут затруднить работу с другими. Например, уверенность в себе помогает в принятии решений, но отталкивает других, потому что вы можете показаться слишком властным. Высокий интеллект может помочь вам справиться со сложными проблемами, но также приведет к тому, что вы слишком легко откажетесь от вклада коллеги. Высокие ожидания приводят к постановке амбициозных целей, но иногда заставляют других чувствовать себя неспособными их удовлетворить. Таким образом, вы должны выяснить, как максимизировать добродетели, сводя к минимуму связанные с ними риски».

Марк де Ронд. Преподаватель бизнес-школы при Кембриджском университете. Автор книги «Последние любители: в ад и обратно с командой Cambridge Boat Race Crew»

Как сохранить свою идентичность, работая в команде

Сформулируйте собственную точку зрения

Даже если этот вопрос вас «не касается», у вас всегда есть собственное отношение к происходящему. И это не стоит игнорировать. Подумайте, как бы вы поступили в этой ситуации.

Выслушайте альтернативные точки зрения

Умение слушать других — одно из основных умений, необходимых для работы в команде. Даже если чаще всего ваше решение оказывается верным, чужие точки зрения по-прежнему имеют значение.

Сопоставьте свое мнение с чужим

Найдите точки соприкосновения и расхождения, сравните их, подумайте над тем, какие альтернативы можно найти. Постарайтесь понять, почему ваш коллега думает так, а не иначе.

Выражайте несогласие

Отстаивайте свою точку зрения, если ваше решение действительно может повлиять на результат. Обязательно приведите фактические аргументы, не оперируя исключительно мнениями.

Не бойтесь просить о помощи

Помните, что вы действуете не в одиночку. И попросить о помощи — обычная практика в команде. Это не говорит о вас как о плохом сотруднике. Кроме того, в процессе обсуждения возникшей проблемы могут возникнуть новые решения, о которых вы ранее даже не думали.

Проявляйте инициативу

Предложение новых решений, генерирование идей необходимо не только компании, но и вам самим. В процессе придумывания вы развиваете различные навыки, например критическое, творческое типы мышления.

Учитесь говорить «нет»

Чаще всего переработки случаются из-за того, что сотрудник не может отказаться от задач, количество которых постоянно увеличивается. Если вы понимаете, что перегружены и вряд ли укладываетесь в установленные сроки, сообщите об этом и объясните, почему вы не можете выполнить задачу. Продумайте, кому можно ее делегировать.