Критическое мышление входит в число наиболее востребованных навыков, которые ценят работодатели. Однако далеко не все образовательные программы позволяют его развивать. Часть сотрудников не умеют фильтровать информацию, проводить фактчекинг, самостоятельно принимать решения, предлагать новые идеи и обосновывать их. HR-менеджерам сложно оценить, насколько развит этот тип мышления у членов команды, так как не существует единых критериев. Т&Р перевели гайд, опубликованный на Harvard Business Review, в котором определены стадии развития критического мышления и способы проверки.

Этапы развития критического мышления

Согласно опросу, проведенному в 2016 году среди 63 924 HR-менеджеров и 14 167 выпускников, критическое мышление — это то, чего не хватает молодым специалистам. Проведенный Wall Street Journal анализ результатов стандартизированных тестов, выставленных первокурсникам и старшеклассникам в 200 колледжах, показал: средний выпускник престижных университетов показывает незначительное улучшение навыка критического мышления или его отсутствие за четыре года. Почему так сложно научить людей мыслить критически?

Не существует единого мнения о том, что такое критическое мышление и по каким критериям его измерить. Поэтому нет и эффективных способов оценки этого навыка

Большинство менеджеров не знают, как развивать этот тип мышления у команды. Авторы материала Harvard Business Review обратилась к исследованию «Оценка критического мышления Халперна», модели критического мышления «RED» Пирсона и концепции «Таксономия» Блума и разработали гайд по развитию критического мышления.

Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».

Выполнение

Халперн относит к критическому мышлению вербальное мышление, принятие решений и решение проблем. Некоторые сотрудники не привыкли думать самостоятельно, они, скорее всего, находятся в фазе «выполнения» и просто делают то, что их просят. Прежде чем приступить к активному развитию критического мышления, сотруднику нужно ответить «да» на эти 3 вопроса:

  • Выполняете ли вы задачи полностью?

  • Выполняете ли вы их вовремя?

  • Соответствуют ли они вашим стандартам качества или близки к ним?

Если член команды испытывает затруднения, убедитесь, что он понимает ваши инструкции, попросив его переформулировать каждое задание перед выполнением. Как только они приступят к работе, предложите им объяснить, что они сделали, каким образом и почему именно так. Когда сотрудники начнут предлагать идеи по улучшению своей работы, значит, они готовы к следующему этапу.

Синтез

На этом этапе члены команды учатся сортировать информацию и вычленять важное. Например, они могут резюмировать основные выводы после встречи. Руководителю нужно определить:

  • Могут ли сотрудники определять важные идеи?

  • Исключают ли они все неважные идеи?

  • Точно ли они оценивают относительную важность?

  • Могут ли они ясно и лаконично передать главную информацию?

Вы можете попросить их поделиться своими мыслями после разговора с клиентом. Если они все еще не могут определить важное, попробуйте ограничить их по времени и дать всего 5 минут на саммари. Когда сотрудники научатся фильтровать информацию и делать выводы, можно переходить к следующему этапу.

Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».

Рекомендация

На этом этапе члены команды переходят, к определению конкретных действий. Сотрудники должны давать обоснованные рекомендации, даже если они не совпадают с вашим мнением. Вот как вы можете оценить их прогресс:

  • Понимают ли они потенциальные недостатки своей рекомендации?

  • Рассматривают ли они альтернативы перед тем, как дать или получить рекомендацию?

  • Обоснованы ли их рекомендации разумными доводами?

Попросите сотрудников дать рекомендации, прежде чем начнете высказывать свое мнение, а также предложить альтернативы. Это побуждает их делать больше, чем просто делиться первой идеей, которая приходит в голову. Члены группы готовы перейти к этапу 4, когда они дают разумные рекомендации.

Создание

Члены команды должны научиться создавать «что-то» из «ничего». Например, им говорят, что необходимо улучшить программу обучения для новых сотрудников, и они разрабатывают проект для этого. Оцените их прогресс с помощью этих вопросов:

  • Предлагают ли они проекты, которые не являются продолжением работы, которую они уже выполняют?

  • Могут ли они превратить идеи в конкретные планы?

  • Могут ли они ответить на вопросы, на которые вам затруднительно придумать ответ?

Чтобы помочь членам команды перейти на этот этап, предложите им наблюдать и участвовать в вашем процессе генерирования и реализации идей. Приглашая их принять участие в мозговом штурме, вы показываете им, что тратить время на размышления не просто нормально, но и необходимо. Вы также можете попросить их составить список идей по улучшению проекта, отдела или компании в целом. Предложите им регулярно делиться этими идеями. Затем проверьте эти предложения на практике.

Пора отказаться от представления о том, что критическое мышление — это либо врожденный дар, который нельзя развить, либо навык, которому можно научиться только на собственном опыте. Начните использовать этот систематический подход, чтобы вести членов команды через четыре фазы критического мышления.

Где можно учиться по теме #критическое мышление